Рецензия на книгу Дюймовочка от psycho

"С точки зрения биологии, если что-нибудь вас кусает, оно, скорее всего, женского пола…
Avril Lavigne – Bad Girl
Забавная сказка, бытие святой.
Дюймовочка – ребенок дьявола или как выйти замуж за принца…
А завязывается всё от эгоизма и тоски, из рубрики – сидела женщина и смотрела на репейник. На днях разговаривали с приятелями на тему: имеет ли человек право на смерть. Аргумент от девицы – нет, поскольку его родила женщина, его жизнь являются частью её жизни. Мм… Что …? В общем, я вёл к этой цитате из сказки – "Мне так хочется иметь ребёночка". Видно поэтому, когда угодники в рамках не помогают, то бредут к колдунам. Так поступает и неизвестная женщина. У неё нет имени, писатель потратил на неё пару царапин на помятой бумаге. Это как в том мультике, где у хозяйки видны одни только ноги. Теперь, что мы имеем. Нашей незнакомке все равно на широту последствий. Всё, что она хочет – это ребёночка. Ведь ей так хочется… Подскажите, где его достать. Колдунья даёт ей зерно… Сейчас опустим вопросы, которые могли бы возникнуть в голове у любого другого человека, хоть немного психически нормального. Скажем просто, неизвестная женщина возвращается домой и кладёт зерно в горшок. Не знаю, какие надежды она питала, но вырос только тюльпан.
Когда бредёшь к тёмным силам, надо быть готовым к рискам. Самое смешное дальше. Перечитывая уже третью сказку, я всё больше убеждаюсь, что Андерсен гений. Ему не нужен рулон бумаги, чтобы обмотать читателя интерпретацией. Ячмень/зерно – символ (о да, снова символы) воскрешения. С учётом того имени, которое дали Дюймовочке в конце сказки, это интересный нюанс, но об этом ниже. А неизвестную женщину я вижу немного лохматой, с морщинистой проседью и не от мира сего. Да и мужика у неё не было, что объясняет нелогичность в завязке. В общем, сумасшедшая, которую позабыл Христос. Смысл моего абзаца в одном – сказать, что Дюймовочка появилась из зерна, которое передала колдунья. Для меня это нить – ведьмы… дьявола…
За услугу женщина расплатилась с колдуньей 12-тью скиллингами. Что важно символически и географически. Но не только. Пересчитаем и немного разукрасим персонажей. Ведь на этой странице коллекция мужиков. Как же я люблю тебя… интерпретация… Правда, в этой сказке, всё как-то просто…
1/2. Сын жабы. Первая метафора, которая встречает Дюймовочка. Типичный представитель маменькиного сынка. Прыщавый лягушонок не способен связать и пары слов, ему неизвестна жизнь без материнской юбки. Собственно, мама – жаба и хотела их поженить. В моей голове, это полная женщина, которая передвигается в старом халате и протёртых тапках. Жаба определенно верховодит семейством, именно она подготавливает гнездо, наверное, расклеивая на стенах портреты с вождём и т.д. Её движения медлительны, а мысли эгоистичны. Показательно, что в их семействе нет отца – жабы.
3. Рыбы, которые перегрызают стебель и освобождают Дюймовочку. Рыбка - добрый самаритянин. Рыбы являются соседями семьи жаб, что видно по тексту и знают о жабах не понаслышке. Не особо я разобрал этот образ, какая-то непонятная либеральная семья.
4. Дальше на сцену вылетает красивый белый мотылёк, на которого Дюймовочка накидывает свой пояс. Теперь бедняга тянет листок за собой. Как мне кажется, в этом есть что-то от невежественного мужика в ярком костюме не по размеру. Это тот случай, когда белый костюм надевают только один раз. К слову, хитрый жук (в прямом смысле) похищает девицу и теперь мотыль просто тащит за собой пустой листок. Можно отыскать иронию, мол, мотыль по-другому и не может. Он привязан к листку, словно не в состоянии вырваться из традиций. Ему, по сути, всё равно, какую Фею тянуть за собой. Главное, чтобы была и чем-нибудь занималась в отведённом углу. Да и если фея начнёт прыгать по листкам других мотыльков, не заметит её отсутствия.
5. Следующий образ, в который можно впихнуть неописуемое. Это как Тайлер из БК, настолько яркий персонаж, что на его фоне не видно других. Жук. Барин. Нарцисс. Правда, решительности в нём больше, чем интеллекта. На фоне жуков Андерсен неплохо высмеял общество. В частности, коллективную женскую язвительность, озлобленность. Сам не знаю почему, но вспомнилась Нюта Каренина и осуждающие глаза в её сторону. Видно запомнился эпизод.
6/7. Мышь и Крот. Сюда подойдут слова – не читал, но осуждаю. "Но он совсем не любил ни солнца, ни цветов и отзывался о них очень дурно – он ведь никогда их не видел". Повеяло патриотизмом. Андерсон не зря взял на эту роль крота, поскольку он слеп и ограничен своей норой. Крот не в состоянии (и не хочет) увидеть другой мир. Если у Джойса на эту роль был взят циклоп (что гораздо красивее в идее), то у Андерсена это крот. Из других характеристик персонажа – пессимизм, приземлённость. Я бы дополнил, что в искусстве/в литературе/в рассвете солнца/в мелодиях крот видит одну бессмысленность. Этому типу не интересны пейзажи внешнего мира, его не интересуют другие люди… Он нашёл себя в своей норе. Мне кажется, у таких людей пустота в душе, они не знают, чем её наполнить, ведь кубышка уже переполнена, а делать с ней нечего. Но, как говорится, у всех своё счастье.
8. Ласточка. Птица, которой также нравится Дюймовочка. Ничего отрицательного в персонаже не увидел. С помощью ласточки, Дюймовочка второй раз поднимается в небо.
9. Король эльфов. Ничего необычного. Обыкновенный смазливый юнец, на которого запала Дюймовочка. "Вот это так муж! Не то, что сын жабы или крот в бархатной шубе!".
Действительно. Итого, с учётом колдуньи и сумасшедшей женщины у нас 11 персонажей. Остался один.
12. ДЮЙМОВОЧКА.
Девица не дотянула до приятного персонажа в моей голове. Сюжетно, она появляется из рук тьмы. Поднимается по лестнице и получает имя – Майя. Пришлось погулять по сети и почитать про обозначение имени. И с учётом того, что события происходят в Дании, можно назвать её второе имя – Мария. Т.к. Майя попросту сокращенный вариант Марии в северных странах Европы. В большинстве случаев, все знают, когда человеку дают второе имя…
Что в итоге. Имеем душу, которая перед тем, как получить имя, поднялась в небо…
Русалка также вышла из морской пучины, без души. Майя же просто являлась ребёнком тьмы. Но в отличии от Марии, русалка знала, к чему стремилась. Девушка – море была по-настоящему влюблена, она даже пожертвовала голосом. А что сделала Майя? Да ничего. Если бы не жаба, она так бы и сидела в своей скорлупе.
Я вижу здесь не только мужскую зависимость:
От матери – в лице жабы.
От традиции/заложенной программы – в лице мотылька, который безвольно летит на свет.
От социума – в лице жука
От страха перед миром – в лице крота
Андерсен ещё показал зависимость женщины от мира. Дюймовочка априори не могла повлиять на что-либо. Потому и введены такие персонажи, как рыбы и птица (кстати, маркеры 2-х стихий), которые являются представителями внешнего мира. Эта девица вбирает в себя все эти зависимости залпом. Не будь жабы, она бы так и осталась канарейкой в материнской клетке. При встрече с принцем Дюймовочка ведёт себя, как и большинство девиц… и т.д.
Есть красивая фраза. Твоя подруга сказала: "Сколько тут звёзд!" — ты единственная во всём этом чёртовом клубе посмотрела на небо.
И я могу это сказать Русалке, но никак не Дюймовочке. А почему, даже не знаю.
Да мож батя-жаб есть, просто биг-мама его сильно подкаблучила, вот он и не высовывается :D
А про звёзды...Я после этой фразы тоже подумала о звёздах на небе. Правда, и ты не подруга:)
Ты чего по сказочкам пошёл? Выбираешь, какие дочери читать в оригинале, а какие отцензуренно пересказывать?
“...нет, поскольку его родила женщина, его жизнь являются частью её жизни.” Чем меньше бы женщин так думали, тем меньше в обществе было бы маменькиных жабиков))
Интересный взгляд на сказку))
Если Дюйми рассматривать как порождение зла, тогда стоит в пункте №8 имхо из ласточки делать не птицу, а ангела, уносящего душу на небо. Ну и эльф - как альтер-эго, составляющий единое целое.
Как всегда интересно. Пока читал захотелось предложить еще такую точку зрения (по аналогии со смертью Русалочки).
Если колдовство зачитать за огонь (как стихию-агрессию), то жабы и рыбы - вода, жуки - воздух, крот с мышью - земля. Т.е. дитя прошло через четыре основные стихии. Причем т.к. земля - последняя, то это земная смерть. Ласточка-ангел уносит душу на небеса, это понятно, это как раз из твоей рецензии.
Интересно, что там у Андерсена по части религиозности?
@neveroff, интересный взгляд, получается если Дюймовочка улетела на небо, то принц - это Христос, а она его невеста и берегла себя по принципу католических монахинь?
@rina_rot, батя - жаб, звучит... Ну слушай, я видел, как ты рекламировала кефир, тогда еще понял, что ты смотришь на звёзды))
@nuta2019, да я просто увлёкся этими сказками.. то и гляди, так до фэнтези дойду. Да и решил, надо знать о чём в них речь)
@ekaterin_a, спс :)
@neveroff, да, неплохо... Тем более подходит под идею падшего ангела. Тогда крот, который не любил пение птиц, потому что не мог их увидеть - звучит красиво. А что касается 4 стихии, был такой вариант, но нигде не увидел убедительности в этом. Тьма = Огонь слишком сложно, на мой взгляд) Явно заметны три стихии - земля - вода - небо. Никакого огня нет в тексте, если не брать в расчёт свечку, которую держит крот...
Есть еще нюанс. Хоть ласточка и уносит её в тёплые края (в свой дворец), но потом опускает девицу вниз. Там прям вот и по тексту - вниз. Да и с учётом того, что эльф вылупился из такого же цветка, появляются лишние вопросы.
Тут можно по-разному трактовать.
Плюс, Дюймовочка могла теперь летать, т.к. ей подарили крылья после второго имени (русалка тоже обрела такое умение, относительно)
В общем, это может быть новым уровнем души (умение летать). Может быть, что это рай (тёплые края) и мы видим, как туда попадают грешники и темнота. Может быть, это реинкарнация (опустила её вниз). Может быть, что грешница пришла к богу (эльф), хотя в этот вариант я верю меньше всего, т.к. бог незрим и впихивать его в образ мелкого эльфа было бы слишком чопорно.
А что там по религиозности у него, даже не в курсе. Никогда им не интересовался. Но вот, захотелось даже почитать…)
@psycho, если что, то кефир - это всё Настя Roja))) ну и немного я, да)
@psycho, из этих вариантов мне ближе перерождение (реинкарнация). Ну и тот момент, что неважно откуда ты вышел родом, важно как прожил жизнь.
@rina_rot, не знаю, не знаю, с кефиром я помню в основном тебя))
@neveroff, ну да, по сути, она же неплохая. Её было жаль мотылька, ласточку, мышь.. правда, вернуться домой она вроде бы даже не собиралась))
По поводу, имеет ли человек право на смерть, если ещё не читал, посмотри на Писатель и самоубийство, как по мне - отличное пособие по суицидологии.
@psycho, а насчёт домой. Кто ее мать? Та которая сидела у цветка или все же та, которая колдовала над зерном?
Забыл про стихию сказать: в эзотерике колдовство связано не только с заклинаниями, но и с варкой на огне ..
@alyonaivanishko, почитаю, спс
не опасаешься давать мне такие книги?))
@neveroff, как по мне, ни та и ни другая… по сути, это неизвестно. Но читатель может выбрать мифическую плоскость – света или тьмы…
с тем учётом, что в тёплых краях росли такие же тюльпаны, может, она вообще дитя из рая, которая попала в чужой мир… как тебе такой вариант?) Кстати, если в аду есть круги ада, может, они есть и в раю))
@psycho, ну ты же не 15-летний депрессивный подросток, а вполне разумный взрослый мужчина, которому может быть интересно почитать про самоубийства с разных, в том числе философских и религиозных точек зрения))
Там в конце не будет приписки, наподобие Аллена Карра, мол, а теперь делаем ваш последний вздох и все дружно... в общем, не боюсь))
@psycho, согласно Данте есть таки круги и в раю) 10 штук.
@neveroff, надо бы, надо..но это уже потом
к слову, ты так и не ответил, как видишь сказку
@alyonaivanishko, я почитал твою рецензию.. она прям настраивает на серьёзный подход)
@psycho, у меня еще не сложилась картинка четкая. Есть варианты.)) Есть простая версия (рождение-столкновение с трудностями-смерть), но это слишком примитивно.
Проще с концовкой - там же четко потусторонний мир. Скорее всего Андерсен показал путь души, как он его видит. Но ведь хочется чего-то более глубокого.))
@neveroff, мне кажется, в этом фишка, в гибкости картинки.. понятно, что есть стержень.. это, как цветок с множеством листков и бутоном.. но даже в бутоне - отдельные лепестки..
в общем, крутая сказка
@psycho, ну да, это не сказка на ночь)) но и написано достаточно легко, кстати, для нон-фикшн
@psycho, в этом вообще весь класс сказок))