Рецензия на книгу Дом, в котором... от marganzovka

Начну с того, что Дом я безумно люблю. Настолько люблю, что сейчас я книгу не читала, а перечитывала.
В первый раз он шел у меня очень туго и со скрипом. Мне нравились герои, темы, даже обрывочно-дневниково-образное повествование, но вместе это воспринималось сложно, многое забывалось и приходилось листать полкниги, чтобы вспомнить какую-то внезапно всплывшую деталь. Поэтому книгу я читала где-то год с гигантскими перерывами, постоянно ее забрасывая, а потом все равно начиная снова, потому что этот мир не отпускал. В конце все мои усилия окупились сторицей, и я осталась в полнейшем восторге от самого последнего поворота, а еще мне захотелось продолжения (желательно, такого же огромного). Тогда я поставила 8. Несколько лет я вынашивала идею перечитать книги, недавно приобрела бумажный вариант, тут же подвернулась игра престолов и…
Сейчас читать было не в пример легче. Несмотря на то, что прошло три года, я помнила всех основных персонажей и сюжет, поэтому большую часть времени занималась даже не чтением как таковым, а анализом – текста в общем, персонажей, своих ощущений. И могу сказать, что я обнаружила для себя много новых вещей, часть из которых я просто не заметила в прошлый раз, а часть открылась мне лишь благодаря приобретенному опыту.
Больше всего в «Доме…» я люблю персонажей. Они разные, индивидуальные, кто-то из них объединен прошлым, а кто-то, наоборот, отделен – потому что этого прошлого не было. За спиной каждого стоит история, и даже про мимолетного персонажа можно что-то узнать из одной лишь сцены. А еще герои растут и меняются, и это моя любимая вещь в этой книге. В интермедиях, в которых речь идет о прошлом персонажей, они выглядят и ведут себя иначе, у некоторых отличаются даже клички-имена. Клички, кстати, тоже очень много значат. Они тоже способны многое рассказать о персонажах. И я просто обожаю наблюдать за тем, как Белобрысый превращается в Спортсмена, а потом в Черного; как Вонючка становится Табаки, а Кузнечик – Сфинксом, или как Эрик в красных кроссовках, только пришедший из Наружности, становится Курильщиком. Персонажи разделены по группировкам-комнатам, и у каждой есть свои особенности и вожак. В этом долго, но крайне интересно разбираться.
А еще мне нравится прослеживать параллели в прошлом и настоящем, искать ниточки и взаимосвязи, сравнивать предыдущее взрослое поколение и нынешнее. Нравится слушать легенды дома и страшные сказки, нравится следовать за героями по пыльным коридорам с закрашенными окнами и смотреть на рисунки Леопарда. Читая, я действительно погружаюсь в Дом, в весь этот маленький мир, замкнутый, неидеальный и совершенно сюрреалистичный.
Книга не лишена шероховатостей – и стилистических, и сюжетных. На самом деле, в ней полно неточностей и необъяснимых деталей, но даже они будто помогают создать эту неповторимую атмосферу. Честно говоря, я даже не могу сказать, что меня так зачаровало в этой книге. Просто отверженные остальным миром (отрекшиеся сами?) дети-инвалиды, собранные в маленьком пансионате, притягивают. Хотя про то, что они инвалиды, вспоминается редко.
«Дом» можно рассматривать по-разному: и как сюрреализм с кучей метафор, и как историю про подростков, наделенных ворохом психических заболеваний и слишком часто пьющих подозрительные смеси, и еще много как – у каждого свое видение. А еще у каждого свое отношение к этой книге. Лично я нахожусь в дичайшем восторге и через пару лет пойду еще на один круг – Дом меня определенно поглотил. Но также я понимаю людей, не понявших и не принявших Дом.
Советую попробовать. Не факт, что понравится, но что-то новое вы для себя почерпнете определенно. Составлять мнение о «Доме» нужно самому.