Рецензия на книгу Незнайка на Луне от meligan

В 2013-м году приключениям Незнайки и его друзей исполнилось 60 лет.
Для тоталитарного советского ребенка сложно найти персонажа любимее, чем Коротышки и Незнайка в частности. Книги о добром и хорошем недотепе и забавных ситуациях, в которые он попадает.
"Незнайка на Луне"- стал вполне логичным продолжением "Незнайки в солнечном городе", в котором понятным для детей языком был описан образ "неформалов" и "стиляг" в лице превращенных в людей ишаков- Пегасика, Брыкуна и Калигулы.
В "Незнайке на Луне" автор точно и тонко отмечает все прЭлести и нюансы демократического капиталистического общества- коварные и злые коротышки, продажная полиция и прочая и прочая. Лунное общество страшно контрастирует с обществом коротышек земных, которые живут в мире победившего коммунизма.
Складывается впечатление, что книга использовалась в качестве конспекта построения демократического общества в нашей стране и ряде стран бывшего СССР. Кстати, важный момент- коротышки, которые предавались лени, отдыху и развлечениям, неизбежно превращаются в баранов. Очень дальновидно. Как г-н Носов угадал, что ждет нас через 60 лет после выхода книги- загадка.
Хочется снять широкополую шляпу перед Николаем Носовым за прекрасные детские книги и наше прекрасное кроваво-тоталитарное детство.
моя любимая часть была "Незнакйка в Солнечном городе"
А "Незнайку на Луне" таскала с собой на внеклассное чтение и втихаря читала под партой в 1-3 классе, когда учительница увидела, даже не ругала)) Из-за того, что я каждый день таскала с собой такую толстую книгу)
Однозначно помню, что все Лунные коротышки в юном несформированном мне вызывали лютую неприязнь... кто бы знал, что попаду на Луну к тем самым коротышкам буквально лет через 10-15))))
А "среди меня" Незнайка как-то вообще не прижился. Все эти Знайки, Торопыжки и Пилюлькины почему-то больше раздражали, чем веселили. Во второй книжке понравился Пачкуля, в паре с Незнайкой они были забавны. Зато "Фантазеры" были не просто до дыр зачитаны, там и дыр не осталось, кажется...
И прошу прощения, забыл добавить. Идею с островом и баранами г-н Носов аккуратно позаимствовал о сеньора Коллоди.
@neveroff, а я как-то на Незнайке в итоге и остановилась
Зато Кир Булычев был основательно узучен от и до
@loki, Булычев - это отдельная длинная тема))). Причем он интересен далеко не только своей детской серией об Алисе. Очень интересная серия книг о Великом Гусляре. Да и детской фантастики без "девочки из будущего" - и качественной при том - у него достаточно много.
@neveroff, не из Алисы любимая самая у него - это "Поселок"
Вот все бы складно в вашей рецензии, кроме образа самого главного героя. Ленивый, необязательный, не слишком образованный герой вовремя подсуетившись пользуется результатами чужого труда для свершения добрых дел....помнится, в русских сказках это был то Иванушка-дурачок, то Емеля. Так что Носов здесь не новатор )))
@diachenko, так Незнайка и был Иванушкой-дурачком по Носову- недотепа, но при этом добрый и всегда готовый помочь)))
@meligan, получается этого достаточно, чтобы быть образцом для подражания? Ведь если вы считаете, что читатель ассоциирует себя с главным героем, а в каждой книге должен быть смысл , то получается не надо учиться, не надо трудиться , не надо вообще никаких таких качеств, как ответственность и честность, а достаточно быть добрым и только хотеть помочь? А что уж из этой помощи выйдет....ну....хотел , как лучше)))))
Герой для подражания должен быть максимально естественным, таким как обычный человек. Если он может и приврать, и прихвастнуть, и кое-где струсить, но при этом хотеть помочь, он в глазах детей будет намного лучше выглядеть, чем какой-нибудь на робота похожий своей непогрешимостью, всегда и все делающий правильно и как надо "образец".
@diachenko, если внимательно прочитать книгу "Незнайка в Солнечном Городе", то там как раз и описаны персонажи, которые ничего не делали- описанные мной в рецензии ишаки.
Вот эти то товарищи вели себя как настоящая "творческая интеллигенция"- одевались как идиоты, вели себя как скоты и в итоге были возвращены в исходное свое состояние.
А Незнайка и его боевые комрады-это как раз таки модели советских людей в победившем коммунистическом будущем (по Носову).
Мне вообще очень интересно стало перечитывать старые советские детские книжки с точки зрения ведения пропаганды среды самых маленьких. А вот Незнайка не попадался мне в этом аспекте. спасибо.
@shutka, не за что))) детские книжки- это вообще как книги для взрослых, только "тоньше" написанные.
@meligan, это все понятно ))) что насчет самого Незнайки?)) Не приложил никаких усилий для создания ракеты, но преспокойно воспользовался результатами чужого труда))
Да - добрый, да - многие могут узнать в нем себя...но совет автора? Идите в своей простоте еще дальше : оставьте с носом всех заумных работяг?)))
P.S. ничего не имею против Носова, Незнайки или Вас лично, но если вы так требовательны к авторам и героям, то пусть это касается всех))))) а не только некоторых писательниц и героинь)))))))
@diachenko, меня за этот вопрос, конечно сошлю в Воркуту, пылесосить бескрайние снежные степи, но все же не могу не спросить- а как часто Вы пользуетесь плодами чужого труда? Много ли Вы прикладываете усилий для создания, скажем, смартфона? Или планшета? Или автомобиля?)))))
@meligan, ну Вы подменяете понятия в последнем своем комменте))). Когда я, Вы, беседующая с вами леди или любой нормальный человек хочет воспользоваться чужим трудом и получить смартфон, планшет или автомобиль мы все оплачиваем этот труд. Оплата зависит от общества: это могут быть товар-деньги, может быть товар-товар, но крайне редко используется случай обмена "вы мне ракету, а я вам проблему". Давайте будем откровенны: Незнайка ракету угнал хотя и не собирался этого делать, а вот автомобиль до этого - угонял осознанно. И в той же "Луне" прибор невесомости слямзил потому что "захотелось". Не помню чего - рыбок кажется из воды поднять или еще что-то... А еще раньше - в первой книжке - все труды и достижения по изобретению воздушного шара присвоил себе, маленький плагиатор в желтых штанишках.
Честно говоря в 6-9 лет об этом я, разумеется, не думал. Просто этот персонаж (как и большинство других в этой трилогии) мне не нравились.
@neveroff, мне лично видится, что тов. Носов все таки писал книжку воспитательную- ткнув пальцем в которую, родитель может сказать "Видишь, чадо, так делать нельзя, иначе будет то-то и то-то".
Кстати, коммунистическая система (это к Вашей тираде о товаре) предполагала тезис "от каждого по возможностям-каждому по потребностям". Город коротышек как раз и был городом победившего коммунизма- захотелось-взял.
@meligan, это хорошо, что каждый даже в сказочной повести видит свое. Благодаря такому способу восприятия мировоззрение человека не так страдает))
@meligan, почему готовитесь к ссылке за вопрос? )) или вы тоже коммунизм воплощаете вокруг себя?))))шучу)
@neveroff сказал вам то, что я и хотела ответить))
@meligan, неужели вы в детстве безропотно и безвозмездно готовы были отдать свои "сокровища"?)))
А сейчас? )))
Друзья, а вы заметили, что самые основательные дискуссии возникают чаще всего когда взрослые дядьки и тетки обсуждают детские книги?))) Помню когда-то в одной компании с чего-то зашел разговор о Карлсоне. Через пару часов уже на полном серьезе обсуждались вопросы турбулентности, аэродинамики и сопротивления воздуха для не слишком обтекаемой формы тела мужчины в рассвете сил...
@neveroff, хихих, а ведь это так и есть))))
@diachenko, я вырос в несколько другой стране- там делиться сокровищами, что в детстве, что во взрослой жизни- норма. Называется "худо-холасан"
@meligan, видимо не сильна не в географии, ни в математике - "худо-холасан" - это страна или формула распределения благ?)))
Я росла в стране, где с замиранием сердца смотрели фильм, в котором уверенно звучало : "Вор должен сидеть в тюрьме!" ))))))))
@diachenko, "Худо-холасан"-это жизненный принцип взаимообмена благами при необходимости.