Рецензия на книгу Творчество от reiden_coldflame
_________________
«Искусство и там, где речь идёт об отдельном художнике, означает повышенную жизнь. Оно счастливит глубже, пожирает быстрее. На лице того, кто ему служит, оно оставляет следы воображаемых или духовных авантюр; даже при внешне монастырской жизни оно порождает такую избалованность, переутончённость, усталость, нервозное любопытство, какие едва ли сможет породить жизнь, самая бурная, полная страстей и наслаждений («Смерть в Венеции»).
Для своего «романа об искусстве» летописец Второй империи Эмиль Золя, помимо всегдашнего исследования книг, справочников, газет и прочих документов, активно черпал материал из личного опыта общения с импрессионистами: в юные годы он читал романтическую поэзию на фоне провансальской природы вместе с Сезанном, позже общался с Байлем, Мане, Моне и другими, был близко знаком с художественным дискурсом времени.
Проблематика рождения нового искусства в романе «Творчество» отражает полемику 60-х: консервативное жюри Салона - ежегодной выставки - отвергает огромное количество картин (что-то около 2500 в 1863 году), молодой Эмиль пишет статьи, обвиняя жюри в косности и «убожестве мысли», Наполеон III санкционирует «Салон Отверженных», где выставляются молодые революционеры, отрицающие «вчерашнее искусство» -
«Официальный же Салон предлагал посетителям умиротворяющие картинки под названиями «Первые ласки», «Драже на крестинах», «Отменный аппетит», «Бабулины друзья» (Труайя).
Всё это нашло непосредственное отражение в судьбе главного героя «Творчества» - Клода Лантье, молодого художника, с которым мы впервые встретились ещё вечность назад, в третьем романе: Клод выполняет в «Чреве Парижа» функцию резонёра (иначе - античного хора), иронически настроенного стороннего наблюдателя, посредством которого Золя проводит некоторые обобщающие замечания касательно происходящего, в частности, задаёт главный конфликт:
« - А знаете ли вы «Войну толстых и тощих»?».
Клоду, как и другим членам рода, роковая наследственность неумолимо определяет судьбу: В «Родословном древе» читаем - «наследственный невроз выразился в гениальности».
«Мне думается, что самое интересное в искусстве – личность художника, и если она оригинальна, то я готов простить ему тысячи ошибок» («Луна и грош»).
При всей собирательности образ Клода больше всего напоминает Мане, чью «Олимпию» и «Завтрак на траве» подвергли осмеянию поборники «отлакированного и прилизанного» искусства - сюжеты «Пленэра» Клода и «Завтрака» Мане практически идентичны.
Но «Творчество», тем не менее, не претендует на сугубую документальность: заимствуя прямые исторические перипетии и образы, роман постепенно становится абсолютно художественным (или философским) обобщением, живописуя взлёт и падение нового течения в искусстве и судьбу художника, застигнутого эпохой перемен.
«Неужели творчество бесплодно? Неужели наши руки бессильны создать живое существо?».
Одержимый поиском нового языка, способного выразить время, и будучи не в силах проявить себя до конца и запечатлеть неслыханное, небывалое и необъятное, Клод постепенно склоняется к «фетишизации живописных приёмов в ущерб содержанию» (Кучборская), а постоянная творческая неудовлетворённость, подкрепляемая наследственным неврозом, превращает в ад не только его жизнь, но и жизнь его натурщицы, музы, а в последствии супруги - Кристины.
«Я хотел показать борьбу художника с природой, творческий порыв и искания художника в произведении искусства, усилия крови и слёз, чтобы создать плоть, наполнить её жизнью» (Золя).
Важным аспектом, связанным с общим антибуржуазным мировоззрением Золя, является коммодификация или коммерциализация - превращение искусства в товар для украшения буржуазных гостиных. Если в «Портрете» Гоголя художник Чартков начинает торговать своим искусством на развес вследствие обстоятельства мистического свойства, то в «научном» романе Золя художники Фажероль и Ноде пописывают слащавые картинки попросту из желания быть принятыми и обласканными равно обывателями и дельцами. Особенно отличился Фажероль - слизав концепт у Клода, он таки добивается триумфа и славы, сделав модным манеру, придуманную гением Клода.
Однако Золя в «Творчестве» не только запечатлел воспоминания о современниках - он рассказал и о своих «трудах и днях», введя в роман персонажа, чьи взгляды и художественные установки подозрительно похожи на собственные, натуралистические. Это друг Клода, писатель Сандоз, одержимый желанием посредством творчества «охватить всё — животных, людей, всю вселенную!». В его уста Золя вкладывает собственное кредо:
«Сейчас есть только один источник, из которого должны черпать все — и романисты и поэты; этот единственный источник — наука».
И всякие сомнения касательно прототипа Сандоза исчезают, когда он рассказывает, что его идея - взять одну семью и проследить историю её развития в определённой среде и в законченный период истории…
____________
«Творчество» - рождение искусства из хаоса мироздания; «драма пожирающего себя интеллекта», основанная на истории расцвета и упадка импрессионизма.