Рецензия на книгу Орля от v1shn

написала рецензию24 июня 2019 10:42

#флешмоб_О

--------------------------------

Существует ли нечто более разумное, чем человек? Нечто более возвышенное, чем это крохотное существо, позволяющее себе считать себя всемогущим? Нечто, обладающее поистине лавкрафтианской энергетикой? Способное захватить человеческий разум, мистическое? Или же всё это выдумки больного человеческого воображения? Исходя из того, как тот или иной человек отвечает на поставленные вопросы, можно сказать, как он воспримет «Орлю» французского писателя Ги де Мопассана. Так или иначе, всё описанное представляет собой глубокий психологический случай.

Не совсем понятно, что именно овладело главным героем, спонтанно решившим вести личный дневник и ежедневно отмечать в нём состояние своего здоровья. Здесь перемешаны одиночество, тревога, отчаяние, депрессия и, как по мне, определённая степень безумия. Что-то такое, что, попадая в живое человеческое тело, поражает клетку за клеткой: сегодня ты в своём уме, а завтра весь твой мир рассыпается на части. Так и у главного героя: ещё вчера он наслаждался прогулкой по берегу Сены и восхищался красотой её видов, а уже сегодня, пребывая в нервном треморе, не может вынести тошнотворного спокойствия её тёмных волн.

«Орля» – дневник о безумии и безумном одиночестве, которые мне, к счастью, не близки. Зато они, вероятно, были чем-то близки Ги де Мопассану, который писал это произведение в борьбе с сифилисом и прогрессирующими нервными припадками, которые позже привели его в одну из парижских лечебниц для душевнобольных. Как важно в критический момент не дать эмоциям захватить контроль над разумом, не дать подпитку собственной ипохондрии. Ги де Мопассан поистине боялся сойти с ума, перестать контролировать себя, потерять ощущение реальности. И вот об этом на самом деле рассказывает «Орля». Об этом и о том, что это может случиться с каждым, ведь главный герой произведения ужасно молод или, по крайней мере, далеко не стар.

Главный герой убеждает себя в том, что в его нервном состоянии виновато нечто, названное Орлей – по имени одного из бразильских суден. Он уверен, что Орлю он подцепил во время обычной прогулки – как раз в тот самый хороший день, когда он чувствовал такое воодушевление и был более всего уязвим – и теперь Орля сводит его с ума. Орля пьёт из его стакана, откручивает наглухо закрученные пробки бутылок, душит его по ночам и преследует везде, куда бы он ни пошёл. И от этого всего возникает какой-то совсем безумный и первобытный страх, из-за которого герой теряет под ногами последнюю устойчивую почву и окончательно погружается в безумие. То самое безумие, которого так боялся, но которое сам себе внушил.

Действительно странный и тревожный рассказ, в нервной атмосфере которого с пугающей точностью отражаются самые тяжёлые страхи писателя. Неприятный осадок от такого остаётся потом ещё очень надолго. Однако сам по себе случай будет интересен как поклонникам всего мистического, так и психологам, увлекающимся необычными случаями, связанными со всевозможными искажениями, рождаемыми нервной системой человека и человеческим разумом.

Похожие рецензии
@anya87 Анна Янчицкая 2 января 2020
Ги де Мопассан великий новеллист, однако можно ли причислить «Орля» к новеллам? Полагаю, нет. «Орля» - повесть, но мы видим в произведении и дневниковые записи, ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт