Рецензия на книгу Собор Парижской Богоматери от v1shn

написала рецензию29 июля 2019 18:43
Оценка книге:
9/10

#ДиПсихи2

Главенствующую роль в романах Гюго зачастую играют как будто бы не конкретные персонажи, а скорее образы, людские нравы и атмосфера, что-то такое не совсем напрямую человеческое. В «Соборе Парижской Богоматери» такая роль отводится самому Парижу и упомянутому в названии собору, но точно никак не определённым лицам.
Да, последние меняют ход истории и коренным образом влияют на сюжет, но первостепенными всё-таки являются именно сторонние безучастные наблюдатели: множественные любители хлеба и зрелищ, предметы, улицы, здания.

К слову, в свою очередь, чертовски рада, что однажды мне довелось побывать в столице замечательной Франции, так что с локациями, описанными в книге, пусть и с точки зрения современности, на момент прочтения произведения я была более-менее знакома.
Думаю, определённым образом это всё-таки повлияло на моё восприятие романа, ведь неосведомлённый читатель мог бы чувствовать себя заплутавшим на его страницах, потому как Гюго оказался дяденькой несколько спонтанным и довольно увлечённым обожателем Парижа, отчего даже расписывался о нём на целые бесконечные главы.
В прочем, у Гюго, как я успела заметить, длинные предложения, где одна мысль плавно перетекает в другую, а порой даже в несколько других, – далеко не редкость.
Но перейдём же к самой книге, напрямую повлиявшей на судьбу знаменитого собора...

Персонажи. Право слово, поначалу я очень путалась в них. Бесспорно, они не были столь многочисленны, но что-то такое непреодолимое всё равно стояло между мной и ориентацией среди всех них. Однако с ходом повествования всё больше и больше их образы откладывались у меня в голове вместе с именами. Пьер Гренуар – философ, трус и драматург; Клод Фролло, прекрасно обученный и поначалу добрый священник, устроивший урода работать в соборе, но впоследствии совершенно развращённый неудачными попытками добиться своей цели, а потому превративший всё то светлое, что у него было, в абсолютный мрак, погубивший не только его самого, но и ещё несколько жизней; Феб де Шатопер – солдат, пьяница и попросту говоря бабник.
Вышеупомянутых героев объединяет любовь – такая себе любовь, конечно, скорее влечение – к Эсмеральде в тот или иной момент произведения, а по совместительству единое зло – неумеренный эгоизм, который они, однако же, раскрывают с совершенно разных сторон.

Эгоизм Гренуара какой-то даже больше неосознанный, нежели у остальных.
Он, Гренуар, был спасён Эсмеральдой от смерти, однако для него нечто такое было чем-то, что называется, «в порядке вещей». Он вроде как и был влюблён в Эсмиральду, но притом являлся абсолютным трусом: его жизнь была для него главной ценностью, так что ему очень важно было остаться целым и всегда выходить сухим из воды, какая уж там девушка.

С помощью второго персонажа Гюго под слоганом «не достанется мне, так не достанется же никому» раскрывает эгоизм жадный. Очень интересен, кстати, тот путь, который преодолела влюблённость Клода, до тех пор, пока не обернулась разрушительным собственничеством с примесью ненависти.

В третьем же эгоизме выражаются низменные, плотские желания человека. По сути, всё, что нужно было Фебу, – заполучить молодую красотку Эсмеральду. Однако же со временем его пыл быстро остыл, а он сам легко переключился на другую даму.

Теперь подробнее об Эсмеральде и Квазимодо. Они тоже абсолютно разные, но тем не менее довольно схожи своими судьбами.
Горбатый, одноглазый, глухой и презираемый всему урод звонарь и великолепная, плавная, сводящая с ума мужчин и заставляющая женщин завидовать её красоте танцовщица. Оба сироты, оба ненароком заставляют людей обращать внимание на себя, и внимание это, к сожалению, не всегда ведёт к приятным последствиям.
О Квазимодо в этом плане вообще и речи быть не может: для народа он шут, очередной урод и сам дьявол; люди смеются, но за их смехом скрывается их же первобытный страх. Эсмеральду попросту считают ведьмой. Да ещё и эта её необычная дрессированная козочка Джали в довесок. Ну точно – колдунья, никак иначе.
К слову о козочках. Персонажи-животные у Гюго почти любого читателя, мне кажется, прельщают более остальных. Что, например, волк Гомо в «Человеке, который смеётся», что козочка Джали в «Соборе Парижской Богоматери». Только к ним ощущаешь самые тёплые чувства, только они остаются самыми непорочными существами на протяжении всего произведения и на контрасте человеческого с животным выходят во много раз человечнее людей.

Разные виды человеческого влечения, привязанности и любви играют немалую роль в сюжете «Собора Парижской Богоматери». И оттого для меня остаётся очень спорной концовка данного произведения. В процессе чтения я так и не поняла, объектом чего являлась для Квазимодо Эсмеральда. Любви? Преданности и привязанности? Символом чего был его отчаянный, ставящий на этой истории точку, поступок?

Конечно, раз я уже в самом начале упомянула про важность образов наблюдателей, теперь никак я никак не могу не проанализировать и их тоже, ведь Париж и «толпа» являются неотъемлемой частью данного произведения.
Гюго, как и в «Человеке, который смеётся» показывает читателю самое обыкновенное порочное и жестокое общество людей, которые жаждут поглазеть на что-нибудь интересное, чтобы затем посплетничать да пообсуждать. И толпа Гюго остаётся толпой «на все времена», ибо многое из описанного так или иначе находит свои аналоги и в наше время, и вообще вряд ли когда-либо это прекратится до конца.

Интереснее образа толпы, безусловно, сам Париж и великолепный забор, которые Гюго описывает с таким увлечением, что даже начинаешь чувствовать уважение к такой большой любви писателя к этому месту и потихоньку влюбляешься заново или впервые.
Возникает ощущение, что само повествование ведётся от имени города, от имени улиц, от имени собора, колоколов, виселиц. Уж умеет автор создать увлекательную и впечатляющую атмосферу.

Мне кажется, это даже неплохо, что я взяла в руки «Собор Парижской Богоматери» сейчас, а не чуть раньше, когда, например, первый раз брала в руки «Войну и мир» Льва Николаевича. Всё-таки Гюго чем-то напоминает мне его по стилю повествования, из-за чего, вероятно, в те времена он бы мог не так сильно понравиться мне.
Если сравнивать «Собор...» и «Человека, который смеётся», то последний мне понравился гораздо больше, наверное, за счёт того, что тут меня несколько раздражало это любовное непостоянство и беспорядочность героев. Однако же тем, кто это произведение ещё не читал, я бы вполне рекомендовала его прочесть. По крайней мере это точно не пустая трата времени, а вполне себе проверенная им же классика.

UPD. Если когда-нибудь в вашем городе будет выступать современный знаменитый мюзикл по «Собору Парижской Богоматери», – не пожалейте денег, сходите на него. Потому что ну очень уж хорош.

Отличная рецензия. Как я понял "человек, который смеётся" понравился больше? Собор читал, очень впечатлил, думаю, браться ли за человека.

Ответить

@Dufrein, Человек, который смеётся, очень классный роман!

Ответить

Jane ㅤ (@v1shn)29 июля 2019 21:11

@Dufrein, благодарю.
«Человек...» понравился куда больше, всё верно. Всё-таки про любовь и разного рода романтические отношения – немного не моё, а здесь всё вокруг вот этих чувств, эмоций и всего прочего, очень далёкого от меня, крутится. Там и темы более увлекательные показались: там про одержимость, про искушение, про деньги, да и интриг и козней больше на порядок. Но, в прочем, всё про тех же «изгоев общества», хотя ими становятся уже не по воле судьбы, а по воле всё той же вышеупомянутой толпы, которая, в прочем, как по мне, там показана гораздо многограннее и оттого интереснее, чем в «Соборе...».
Да и персонажи тут более чистые какие-что ли. Может, конечно, это из-за того, что писатель так пламенно любит Францию и помещает своих героев туда, а не в неприятельскую Англию. Я имею в виду, читаешь и сразу как-то понимаешь, кто есть положительный персонаж, а кто – отрицательный, лишь только, пожалуй, несколько спорных, среди которых Клод Фролло и Квазимодо. В «Человеке...» же таких побольше будет (да, в прочем, все там с каким-нибудь изъяном или даже бзиком), так что сразу некое любопытство будит, хотя, конечно, тоже есть вот эти длинные философские вставки, которые иногда чересчур.

Не знаю, как отреагируете на «Человека, который смеётся» после «Собора Парижской Богоматери», потому как я читала в обратном порядке и почти что залпом (это мне ещё на «Девяносто третий год» рецензию писать, б-ж), но, наверное, смело могу рекомендовать взяться за него как-нибудь, если «Собор...» впечатлил.

Ответить

Jane ㅤ (@v1shn)29 июля 2019 21:17

@Dufrein, вот видите, уже два человека вам его рекомендуют. Думаю, это знак, что пора отставить все сомнения и собраться как-нибудь в свободное время начинать знакомство с романом "D.

Ответить

@neveroff29 июля 2019 22:54

@Dufrein, уже три человека рекомендуют "Человека"))

Ответить

@chupacabra29 июля 2019 23:10

@Dufrein, Саша там выше неправильно посчитал) четыре)))

Ответить

Окей, тогда точно познакомлюсь)))))) Особенно после стольких рекомендаций и точного сравнения с Собором.

Ответить
Похожие рецензии
@crazymelomanka Юлия 16 декабря 2013
"Собор Парижской богоматери" - классика зарубежной литературы. По этой книге создано несколько фильмов, театральных постановок, мюзикл и мультфильм. Имена главных героев стали нарицательными. Добро и ...Читать далее
@manager88 13 февраля 2014
Собор Парижской богоматери Виктора Гюго, наверное, не читал только лентяй. Эту книгу изучают еще в школе ученики. Но, замечу, по собственному опыту, что в юные ...Читать далее
@suraj Анастасия 28 февраля 2014
Начну с того, что книга всё-таки тяжёлая. Думаю, со мной многие согласятся. Она нелегко даётся. Но я всё-таки дочитала это произведение. В. Гюго - гений ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт