Рецензия на книгу Кровь и железо от v1shn

написала рецензию8 августа 2019 15:19
Оценка книге:
9/10

#ДиПсихи2

Чтобы понять, что вообще произошло на страницах данного романа, пришлось немало помучиться, а также прочесть порядочное количество дополнительного материала. Радует то, что читала я, видимо, в каком-то неофициальном переводе, где по ходу повествования имелось очень много заметок от переводчиков, досконально изучивших вселенную, созданную Аберкромби, ссылок на сайты с дополнительными материалами по вселенной и указаний на неточности всех официальных переводов.
Ещё никогда мне не было так трудно разбираться в том, что происходит. От обилия ли персонажей, с точек зрения которых ведётся повествования; от количества ли политических интриг; от взрывающего мозг различия ли таких элементов, как Север, север и север чего-либо (аналогично с Югом, югом и югом чего-либо) – не знаю. Читать было легко, но вот понимать... Однако после того, как я изучила весь прилагающийся материал, я осознала для себя вещи: мне – внезапно – понравилось и я определённо буду читать следующие части. Разве что, если не найду в том же переводе, в котором читала, открою произведение на языке оригинала.

«Врагов всё больше, а друзей всё меньше. Кровь не приносит ничего, кроме новой крови. Она преследует меня теперь, и всегда, как тень. И, как от тени, мне от неё не избавиться. Мне никогда от неё не избавиться. Я её заслужил. Я её заслуживаю. Я её искал. И это моё наказание».

Изначально произведение меня вообще несколько оттолкнуло. Это была моя ошибка: из любопытства я всё-таки не удержалась и посмотрела на карту, приложенную на первой странице. Не подумайте, с первого раза кажущиеся неблагозвучными слова обычно, наоборот, в процессе начинают нравиться мне, но редко ожидаешь от фэнтези того, что каждое место будет иметь своё необычное название, а не просто «Такие-то земли» и «Вот такие-то земли». Подумала, будет сложно разобраться в географии мира поначалу, но нет, автор предпочёл не взваливать всё сразу на голову бедного читателя, решив, что можно остановиться на поочерёдном повествовании от лица нескольких персонажей. (Причём, не всегда было понятно, от кого именно. Так что спасибо, что ещё и различными названиями не закидали :D.)
К середине стало читать ещё проще, чем то было в начале. Ну, во-первых, и к персонажам привыкаешь, и запоминаешь уже какие-то факты, да и само повествование в принципе лёгкое и непринуждённое с вполне приятным юмором и не вполне приятной деталью для тех, кто не любит нецензурную лексику. С другой стороны, мата здесь по минимуму и вклинивается в повествование он достаточно лаконичным образом.
Однако же стоит быть осторожным и тем, кто не переносит подробное описание пыток, крови, убийств и тому подобных вещей.

Отдельное слово хотелось бы сказать о персонажах. Это первая книга как в трилогии, так и вообще у автора, однако герои Аберкромби показались мне занятными, что является нечастым явлением для дебютов. Несмотря на то, что среди них есть чёткое разделение на положительных и отрицательных, нельзя сказать, что первые представляют собой абсолютное добро, как и вторые абсолютное зло. Положительные скорее наделены огромным количеством недостатков, как и отрицательные наделены огромным количеством желательных качеств. То есть получается, что у всех персонажей есть как бы обратная сторона медали, что заставляет иногда отвращаться хорошим и сопереживать плохим. Не самое оптимальное, как по мне, решение, однако тем не менее всё это создаёт эффект реалистичности, развеивает комедийность некоторых сцен. Нет такого, что персонажи, находящиеся по разные стороны, перенасыщены полярными по значению качествами.

«Он наклонился ещё сильнее и очень тщательно выговорил каждое слово: — Здоровый. Образ. Жизни. Капитан.
— Да, маршал Варуз, — промямлил Джезаль.

Шесть часов спустя Джезаль был пьян в говно».

Больше всего запомнился или даже показался близок глава ордена магов – Баяз. Очень сильное впечатление он произвёл на меня в первую очередь искромётным сарказмом, льющимся из него как из рога изобилия. Очень занятный старичок.
Из главных же героев это был инквизитор (стоит отметить, что в произведении инквизиция занимается расследованиями светских преступлений, а не борьбой с ересью) Глокта с его вечно ноющей конечностью. Эпизод подъёма по лестнице где-то в самом начале просто волшебный :D. (Наверное, после этого я должна чувствовать себя немного садисткой.)

Сюжет запутан. Как уже упомянула, он разделён на несколько линий, иногда переплетающихся меж собой. К тому же очень большое влияние играют в нём политические интриги, а политика – это всегда нелегко. Тем не менее разобраться, в чём дело, реально, хотя я и сама сначала в это не верила. Постепенно с ходом повествования события только лишь накаляются, увлекая читателя с собой туда, где полным ходом разворачиваются события, речь о которых идёт чуть ли с самых первых страниц.

Бывали моменты, когда читать было неудобно, и тогда я включала озвучку от Кирилла Головина. Это нечто в хорошем смысле этого слова. Прекрасные аудио, хотя и читают именно что один из официальных переводов, из-за чего иногда появлялись некоторые расхождения в названиях, именах и прочих мелочах. Но это того стоит. Если кто-то захочет ознакомиться с «Кровью и железом», но не будет иметь времени непосредственно на само чтение, эта озвучка самое то, чтобы влиться в атмосферу.

В общем и целом, стоящее фэнтези, которое должно прийтись по вкусу подготовленным любителям жанра. Ключевое слово – «подготовленным». Если же вы только начинаете разбираться в данном жанре или хотите познакомиться с ним поближе, это явно не та серия, за которую стоит браться.

Рената (@tinuviel)8 августа 2019 15:51

А почему посмотреть на карту было ошибкой?

Ответить

Влад^) (@ingenerr)8 августа 2019 16:44

(Шесть часов спустя Джезаль был пьян в говно) как я проорал в тот момент

Ответить

Jane ㅤ (@v1shn)10 августа 2019 12:25

@tinuviel, как мне кажется, само наличие карты, встречающей читателя на первой же странице, мгновенно сбивает последнего с толку. Особенно если карта эта сложная. Я имею в виду как и сам её рисунок, так и, например, наличие множества странно звучащих названий в ней (а в данном случае они есть, и звучат они не просто как «Северные/Южные/Чёрт-знает-какие земли», а действительно непривычно). В такой ситуации, как по мне, читатель может сразу же подумать о том, что в процессе чтения ему придётся туго: постоянно надо будет отвлекаться на карту, думать, где находится один город, а где другой, как это далеко, сколько туда идти. Все эти вопросы забивают голову, и таким образом мы подкрадываемся к следующей проблеме, заключающейся в том, что карты зачастую убивают атмосферу и всякое погружение в книгу.
Например, ради интереса сейчас погуглила карту на довольно известные «Хроники убийцы короля» Патрика Ротфусса. Ни разу в жизни её не видела, честное слово. Но сейчас посмотрела и поняла для себя одно: во время прочтения знание географии Темеранта в том масштабе, который представлен на рисунке, мне не было необходимо. Мне был важен тот масштаб, в котором автор написал книгу, в котором познакомил меня с её героями. Мне не было нужды знать, где именно на карте находится любой из городов. Достаточно было указание стороны и упоминаний о климате. Таким образом карта для меня являлась бы только лишней информацией, портящей масштаб и захламляющей голову.
Возможно, я просто считаю, что карты не столь остро необходимы некоторым книгам. Зачастую они лишь только отвлекают. Опять же, видишь карту на первой странице – думаешь, что на ней всё и будет дальше завязано. Хотя сами герои произведения – по крайней мере многие из них – попросту и не держали в руках подобной карты никогда. И сам рисунок в этом произведении был не важен. С той же лёгкостью его можно было поместить на форзаце после произведения, а не перед ним, дабы не сбивать читателя с толку.
Тем не менее я не отрицаю важность карт в некоторых сложных вселенных, но я и не считаю их некоторой необходимостью, однако между тем всё чаще и чаще встречаюсь с ними в фэнтези.

А ошибка состояла как раз в том, что поддалась искушению глянуть на карту, из-за чего отнеслась к произведению сразу предвзято по вышеупомянутым причинам.

Ответить

Рената (@tinuviel)11 августа 2019 10:20

@v1shn, насчет "Хроник убийцы короля", у меня ни разу не возникло желание посмотреть на карту, мне хватало самого текста. А когда читала "Властелина колец", постоянно с ней сверялась, ибо терялась. Герои говорят: пойдем через Врата Рохана, или Карадрас, или через копи Мории. Где эти объекты находятся относительно друг друга, без карты не разобраться.
А вообще, карту надо смотреть по необходимости, а то правда, может возникнуть впечатление, что ждет много сложных географических названий, когда надо разбираться в новых именах и устройстве мира )

Ответить
Похожие рецензии
@chazer-war Дмитрий Мясников 30 июня 2014
Очень понравилась данная книга, первая в цикле Первый закон. Также хороши и её продолжения в цикле Первый закон: Прежде чем их повесят и Последний довод ...Читать далее
@hawkril Кирилл Кудрявцев 19 августа 2014
Джо Аберкромби – поистине самородок жанра фентези. Первый блин комом – явно не про него! И трилогия “Первый закон” доказала это, выстрелив на весь мир. ...Читать далее
@fermalion 13 апреля 2015
От каждой взятой в руки книги всегда ждешь чего-то нового и интересного, вот только понятие «новое» в жанре фэнтези в последнее время встречается удручающе редко: ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт