Рецензия на книгу Кентерберийские рассказы от celaeno

Джеффри Чосер - "отец английской поэзии" - создал произведение, с которым в английской поэзии не не было ничего не просто равного, но даже соизмеримого вплоть до Эдмунда Спенсера и Кристофера Марло. Можно сказать, что Чосер «Кентерберийские рассказы» писал не только для своих современников, а для всех поколений, опережая время. Это потрясающее произведение невиданных для своего времени масштабов, оно является величайшим достижением английской литературы. "Кентерберийские рассказы" затягивают с головой, читаются на одном дыхании, поглощают все внимание читателя, от которого, впрочем, требуется умение "за деревьями видеть лес". По масштабности "Кентерберийские рассказы" Чосера можно сравнивать только с "Декамероном" Бокаччо, но у Чосера интересны не столько рассказы, сколько сами рассказчики.
"Кентерберийские рассказы" представляют собой сборник из 22 стихотворных и двух прозаических рассказов, объединенных общей рамкой: истории рассказывают паломники, направляющиеся к мощам святого Томаса Беккета в Кентербери. Чтобы скрасить долгую дорогу, пилигримы - люди разного возраста, темперамента и социального положения, рассказывают свои истории. Рассказы паломников сменяются спорами, шутками, путники обсуждают услышанное, ругаются и смеются друг над другом. Их рассказы повествуют о любви и предательстве, верности и измене, зависти и жадности, вкупе складывающиеся в причудливый витраж, такой же разноцветный, как и сама группа рассказчиков. Читатель проникается духом Средневековья, чувствует себя частью происходящего, пилигримом, сидящим в таверне, слушающим истории других людей.
Пилигримы относятся ко всем слоям средневекового английского общества. Среди них есть рыцарь, монах, священник, врач, шкипер, купец, ткачиха, повар, йомен и пр. Отчетливо видно подразделение на три сословия: духовенство, дворянство и простолюдины или крестьянство. Чтобы подчеркнуть разношерстность компании пилигримов, Чосер в рассказе каждого героя сохраняет его индивидуальность и стиль. Но ни один из рассказов в книге не является оригинальным: пилигримы рассказывают истории, а не выдумывают их. Каждый из рассказов представляет собой какой-либо литературный жанр: например, рассказ Рыцаря - традиционный рыцарский роман, рассказ Мельника - фаблио, рассказ Священника - проповедь.
Не премину нужным отметить, что некоторые рассказы могут показаться - и покажутся - скучными и затянутыми, но таковыми они и должны быть, ведь рассказы в данном произведении являются проекцией самих рассказчиков.
Сквозь каждый из рассказов проходит тема семи смертных грехов, которые связывают их вместе, создают рамку, объединяющую столь разных людей, ведь не только паломничество является общим для всех них. Передавая истории о грехе и добродетели, главный повествователь - герой Чосера обращает внимание не только на сами рассказы, но и на рассказчиков, большинству из которых грех не чужд. (К слову, герой Чосера по иронии рассказывает самые бездарные и скучные истории из всех)
Большинство героев обладают неповторимым колоритом характера, а некоторые из них стали едва ли не нарицательными. На мой взгляд, наиболее выделяющимися персонажами являются Батская ткачиха и Продавец индульгенций. Батская ткачиха - ярчайший пример похоти и феминизма. Из ее пролога выясняется, что она пережила пятерых мужей, имела намного больше любовников. Эта весьма темпераментная женщина невероятно горда своей властью над мужьями и с годами не утратила своего пыла. Своей личностью она производит куда большее впечатление, так что ее рассказ кажется бледной тенью историй из ее реальной жизни.
Из всех пилигримов Продавец индульгенций является самым порочным персонажем, мерзким снаружи и изнутри. Его алчность не знает границ: он готов выдать за священные реликвии даже свиные кости, лишь бы отнять последний грош у нищего, а своими льстивыми речами он убеждает народ раскошелиться, тем самым собирая за день больше, чем священник зарабатывает за два месяца.
Заключительным рассказом становится длинная проповедь Священника, который не изощряется в сплетении хитрых рифм, а лишь долго и нравоучительно повествует о семи смертных грехах - главной теме "Кентерберийских рассказов". Именно эта проповедь и дает тот самый последний штрих, который завершает пеструю картину, изображающую живых людей, со своими проблемами и заботами, а не безликих типажей. По "Кентерберийским рассказам" можно изучать не только язык и культуру, но и историю английского народа.
Горячо советую прочесть данное произведение тем, кто хочет почувствовать атмосферу Средневековья, а также "отлично провести время в компании незнакомцев", послушать их истории... и, может быть, ощутить желание рассказать свою.
#конкурсрецензий2
Рецензия мне очень понравилась, но по правилам конкурса на этот раз можно только одну конкурсную рецензию "лайкнуть". Так что, просто напишу, что рецензия хороша.)
@baska_kielbaska, Большое спасибо, рада, что понравилось) Не столько из-за конкурса писала, сколько из большой любви к произведению)
@baska_kielbaska, оценивать положительно можно хоть все конкурсные рецензии. Голосовать в "специальном месте" можно только за одну рецензию. (если с тех пор, как я читала правила ничего не изменилось)
@diachenko, скажите, а перейти в это "специальное место" можно только из обсуждения о конкурсе от readly? Или на сайте есть какие-то секретные кнопочки, (мною не изученные), как, например, "читатели", "рекомендации", "подборки"?
Прошу прощения за сообщение не по рецензии. Просто этот вопрос давно меня волновал))
@anastasia_rojo, прошу прощения, но интернет у меня сейчас только тот, который представляют операторы мобильной связи в телефоне. крайне мееедленный и не всегда доступный. а колонка справа вообще не видна, и я не могу пошагово объяснить как добраться до голосования. Создайте тему и вам обязательно ответят более свободные в своих действиях наши читатели
@diachenko, спасибо большое)) Я так понимаю, это где-то в колонке справа)) поищу или спрошу)
@anastasia_rojo, в колонке только популярные темы и читатели, я сама добираюсь только через новость в ленте, где есть ссылка на голосование...неудобно, но если эту новость лайкнуть, она проявляется в моей активности, все поближе, чем в ленте искать)
Честно говоря книгу не осилил. Да и читал -то я ее ой как давно)) еще в школе. Вначале, признаюсь, меня позабавили эти рассказанные истории в стихах. Но потом как -то высокий слог начал давить - мне было трудно читать . Но когда я дошел до отрывка в прозе - я ее закрыл, потому что тяжко было что-либо воспринимать. Готов сослать все эти жалобы на свой тогдашний возраст)) Это детская травма и к рассказам я так и не подошел с тех пор))
Хотя вот какая штука - "Божественная комедия" у меня прошла на "Ура" примерно в тот же период)
@andres, Впервые прочла "Кентерберийские рассказы" так же, как и Вы - в школе. И часть рассказов паломников мне показалась убийственной скукотой. Впоследствии, когда стала перечитывать, уже обращала куда более пристальное внимание на прологи, которые зачастую интереснее, чем рассказы. Впоследствии стала изучать произведение в университете в контексте одной излюбленной темы, затем последовали курсовая и квалификационная работа, в которых анализ "Кентерберийских рассказов" имеет место.
К чему я это все. Вы знаете, произведение это гораздо мудрее и глубже, чем мне показалось при первом прочтении. Но меня оно уже не отпустило)
@andres, Насчет "Божественной комедии": все то же самое - подписываюсь под каждым словом)
@diachenko, спасибо, будем разбираться.)
@deigrantz, спасибо)) именно так я и делаю. Просто подумала, что есть еще какие-то ходы))