Рецензия на книгу Черный принц от Tatihimikosan

#книжный_марафон
#флешмоб_Ч
«Он совершил величайший творческий подвиг, создал книгу, бесконечно думающую о себе, не между прочим, а по существу, конструкцию из слов, как сто китайских шаров один в другом, высотою с Вавилонскую башню, размышление на тему о бездонной текучести рассудка и об искупительной роли слов в жизни тех, кто на самом деле не имеет собственного «я», то есть в жизни людей.»
Прочитав книгу О приятных и праведных я решила, что Мердок вообще не моя писательница и думала, что никогда больше не открою ни одной ее книги. К счастью, я человек постоянно подтверждающий правило – никогда не говори никогда. Потому что после Черного принца я снимаю шляпу, встаю на одно колено и признаюсь в вечной любви к Айрис.
Не знаю, кто занес этот роман в категорию любовных. Если уж так нужно вообще присваивать какие-либо категории, то это филосовско-психологический роман-шифр, роман-игра, читая которой, мы словно попадаем в мрачный замок Эльсинор, и можем вдоволь побродить по подвалам и чердакам его мрачных обитателей, поговорить с призраками. Каждому дается слово, персонажи оживают и отрицают свое искусственное происхождение, кричат от боли и разочарования, любят, завидуют, страдают и умирают. Нарочитая театральность трагедии и диалогов героев книги (что тоже дает не с чем не сравнимое удовольствие, если, конечно, вы любите театр и особенно Шекспира) тем не менее дополняется до мурашек откровенными и реалистичными описаниями одиночества, мук творчества, омерзительными семейными скелетиками, выглядывающими из шкафов самых благополучных и успешных пар.
Я не просто так упомянула замок Эльсинор. Я думаю, чтобы в полной мере оценить и вкусить прелесть замысла, нужно иметь классическое образование, ну хотя бы, как минимум, прочитать Гамлета, потому что отсылок к нему в романе множество. Не лишним было бы и знание античной мифологии и трудов Платона. Но в то же время, Мердок удалось не сделать свой роман только чтивом интеллектуальных снобов, она снисходит до читателя, завлекая его психологически точными описаниями мук и радостей поздней любви (видимо из –за чего и был роман занесен в категорию любовных) и уводя в великолепный мир слов и образов, заставляя размышлять (а также много гуглить), делясь собственным видением роли писателя в этом мире.
Роман скорее способны будут оценить люди пожившие, для молодых любовь Брэдли наверняка покажется нелепой и смешной, как, впрочем, и он сам, как и все в общем герои книги. Английского юмора и самоиронии здесь предостаточно, хотя по большей части это смех сквозь слезы. Но самое, пожалуй, поразительное, что при всей «английскости» романа и писательницы, меня просто преследовали сравнения с нашей классической литературой, особенно с Достоевским. Дело даже не в том, что главный герой, по меткому выражению Лескова – «соединение страшненького и противненького с жалким», а скорее в том, что он, в лучших традициях нашей литературы, не зациклен на материальном и прочем успехе, и он после всех испытаний не получает никакой награды, ни любви женщины, ни денег, ни признания. Очень рекомендую к прочтению и обязательно сама буду читать Мердок еще.
Обожаю этот роман! с него и началась моя любовь к Мердок.
@natalya.s.alex, какой следующий ее роман посоветуешь?
@Tatihimikosan, я пока всего 5 у неё читала и думаю, что не самых лучших, есть ещё несколько, на которые возлагаю особые надежды) но из прочитанных после Принца ещё понравился Море, Море
Прямо роман захотелось перечитать после Вашей рецензии, но я уже себе другую книгу этого автора выбрала на флешмоб. Рекомендую Честный проигрыш . Понравился даже больше, чем "Черный принц".
@julie, спасибо, добавила в хотелки.