Рецензия на книгу Преступление и наказание от lanalana

написала рецензию24 августа 2019 22:39
Оценка книге:
10/10

#книжный_марафон
#Йорки

Школьные уроки литературы сослужили мне дурную службу: всё, что нужно было читать по программе вызывало у меня отторжение. При всей моей любви к классической литературе и к Достоевскому в частности, вышло так, что «Преступление и наказание» я перечитываю второй раз в жизни именно сейчас, лет двадцать спустя. При этом я думаю, что проходить этот роман в 8-9 классе не стоит, потому что он слишком сложен. Сложен не формой, а содержанием.

На первый взгляд всё просто, так, как представляется людям, Достоевского не читавшим, а именно так: бедный студент Родион Раскольников убил старушку из-за денег, а потом долго мучился раскаянием. Если бы было так просто, то вряд ли бы можно было назвать Достоевского гением.

Родион Раскольников — бедный студент, бросивший обучение и теперь занимающийся тем, что лежит он целыми днями на изодранной кровати или болтается по городу — думает. Ему бы уроки давать (ведь давал же прежде) да он не хочет. Там медяки платят, а ему надо сразу и много. Уже и одежда исхудилась и сапоги в дрянном виде и сам он не ест два дня и за квартиру не платит — думает. Живущая в провинции мать берёт кредиты в счёт пенсии, сестра Дуня работает на ненавистных ей хозяев, и собирают несчастные женщины последние гроши и отправляют в Петербург дорогому Роде, а сами перебиваются с хлеба на воду. А Родя думает. Страдает и мучается тоже, и вроде жаль ему мать с сестрой, а деньги берёт.

А если много думать и ничего не делать, то лезут в голову разные мысли и теории. И придумает Раскольников то, что не все люди одинаковы. Большинство — серая масса, живущая по законам, которые устанавливают «право имеющие». Эти вторые на всё имеют право — убивать, грабить, насиловать. Никакой закон им не писан — они сами пишут законы. Но главное состоит в том, что их при этом никогда не мучает совесть и никаких сожалений по поводу совершённого они не испытывают. После этой мысли возникает в голове у Раскольникова вопрос: «А я-то кто? Тварь я дрожащая или право имею?» Но кто же хочет быть тварью? И он не хочет. А раз так, то нужно проверить свою теорию — убить самое ненужное и мерзкое существо на свете, тем самым подтвердить свою избранность и заодно очистить мир от зла в виде этой старухи.
Но, как любят говорить сегодня, что-то пошло не так. И одно действие тянет за собой другое, цепная реакция приводит к гибели и страданиям других людей, а вовсе не к освобождению. Зло не может победить зло. Оно лишь приумножает его. Да и сам Раскольников всего лишь человек.

Другие герои у Достоевского типичные, кочующие из одного его произведения в другое. Титулярный советник Мармеладов — горький пьяница. Пьёт, кается и юродствует: вот мол я какой, плохой я, убить меня мало. А всё равно пьёт. Семья его в бедности, жена больна чахоткой, дети тонкие как спички. И ведь был у него шанс, вернулся на службу да недолго продержался — украл из дома деньги и в запой на пять дней. После кается, плачет. Да что толку? Самое страшное, что сам сотворил себе такую судьбу. И жена его, умирающая от чахотки, настолько гордая, что отталкивает руку, предлагающую помощь, не думая ни о себе, ни о детях. И только старшая дочь Сонечка Мармеладова жалеет и детей, и свою нерадивую семью. Становится проституткой, чтобы прокормить детей, потому что иначе не может. Как и Раскольников переходит она нравственную черту. Только он ради себя, а она ради других.

Есть здесь и свой «Парфён Рогожин» («Идиот») - Свидригайлов с такой же мучительной страстью к женщине. При всей своей развращённости именно он в итоге сотворил больше всех добра. Впрочем, если о каждом говорить, то и времени не хватит. Все разные, раздираемые внутренними противоречиями, мятущиеся от добра ко злу, кроме разве что Сонечки. Она идеальна и при этом кажется нереальной. Неужели такие и правда существуют? И выживают в нашем жестоком мире?

Но всё-таки это роман о спасении человека, о его перерождении. Ведь если есть в человеке что-то хорошее, то и сам он способен переродиться. Путь к перерождению нелёгок, он идёт через страдания и боль. Спасти человека может только другой человек. Или любовь. Или вера в Бога. Или он сам. Или всё вместе взятое, главное, чтобы он сам хотел стать лучше. А ад сотворить куда проще и для себя и для других. А зло, какими бы добрыми намерениями оно не прикрывалось, неизменно рождает ещё большее зло.

Dreamy (@centelleo)24 августа 2019 23:38

В десятом классе проходят. И мне кажется, что объёмные произведения, подобные этому, нужно оставить за рамками школьной программы. Их не читают - раз, их не понимают - два. Бесполезная трата времени.

Ответить

@lanalana24 августа 2019 23:48

@Centelleo, сейчас, может быть, и в десятом. Но я ушла после девятого класса, и мы его уже проходили. А у Достоевского есть более понятные произведения.

Ответить

Энди Дюфрейн (@dufrein)25 августа 2019 17:09

Большая часть школьников читает такие романы в сокращении. Только смысла в этом нет. Отличная рецензия.

Ответить

Dreamy (@centelleo)25 августа 2019 17:25

@Dufrein, Именно. И всё только ради того, чтобы написать сочинение по произведению. Провалил сочинение - и ладно, не смертельно. Здесь и теряется весь авторский посыл, остается только приблизительное знание сюжета - на всё остальное не хватает либо времени, либо желания прочесть. И зачем оно тогда нужно?..

Ответить

@littlemermaid25 августа 2019 18:01

Зачиталась рецензией.. тоже есть отвращение к книгам из школьной программы, а Достоевского вообще боюсь, хотя тогда все читала полностью) Даже интересно взглянуть на это произведение другими глазами, все таки в 16 лет мало что можно осознать в полной мере.

Ответить

@lanalana25 августа 2019 22:08

@Dufrein, @littlemermaid, спасибо) Я так люблю Достоевского, что готова говорить о нём часами. А в школе я читала кусками, поэтому о многих книгах у меня отрывочные воспоминания. Всё-таки нужно давать читать школьникам менее объёмные произведения. У Достоевского есть замечательный "Маленький герой", "Ёлка и свадьба", "Честный вор". И времени займёт немного, и сюжеты понятные. А о крупных произведениях нужно кратко рассказывать
на уроке. Я в детстве очень много и быстро читала, в основном классику, но даже мне не хватало времени прочитать целую книгу за отведённый период. А ведь нужно не просто механически прочитать, а и вникнуть в прочитанное.

Ответить

Энди Дюфрейн (@dufrein)26 августа 2019 9:18

@lanalana, согласен. Литература должна прививать любовь к чтению, а не отталкивать оное. Мы недавно на эту тему с другом говорили, вот бы давали на выбор пару книг разных жанров, и тогда уже писать сочинения

Ответить

Петр Петрович (@torp)26 августа 2019 10:52

Есть рецензии, которые захватывают. Даже перечитать Преступление и наказание захотелось.

Ответить

@lanalana26 августа 2019 10:53

@TorP, спасибо

Ответить

Анжелика (@headless)22 августа 2021 1:39

Спасибо за рецензию, очень понравилась. Только в одном не согласна, не похож на Рогожина Свидригайлов, Роогожин не развращен, душа его не погибла безвозвратно, потому и "в Америку" не уехал в финале "Идиота".
А по поводу программы литературы могу сказать изнутри, как учитель, всё же мы литературный процесс изучаем, а как его изучишь без ключевых, знаковых произведений? Другое дело, что говорить о них надо уметь, направить детей, обсудить проблемы, проблемы-то все современные, точнее, вечные. Если работу строить грамотно, общаться с ребятами, а не диктовать из книжки, "Преступление и наказание" у большинства идёт на ура.

Ответить
Похожие рецензии
@monikabelycci 5 декабря 2013
Федор Михайлович- гений русской драмы. Иногда жестко, хлестко умел раскрыть низость человеческой натуры,примитивность и скупость души. В то же время,мог превознести грешников ,оправдать их поступки, ...Читать далее
@list Михаил Пулукчу 16 декабря 2013
Родион Романович Раскольников - гений, хоть его и многие осуждают, но я считаю его гением. Он придумал теорию, которая разделяет людей на таковых, каковы они ...Читать далее
@antonb Anton Burkov 17 декабря 2013
Несомненно, Федора Михайловича Достоевского можно считать одним из лучших писателей всего времени. Он был великим психологом и философом своего времени. Некоторые его произведения я перечитывал ...Читать далее
Обложка Преступление и наказание

Экранизации

(реж. Аки Каурисмяки), 1983г.
(реж. Лев Кулиджанов), 1969г.
(реж. Дмитрий Светозаров), 2007г.
(реж. Джозеф фон Штернберг), 1935г.
(реж. Роберт Вине), 1923г.
(реж. Джулиан Джаррольд), 2002г.
(реж. Джозеф Сарджент), 1998г.
Лучшие книги - Топ 100
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт