Рецензия на книгу Имя мне — Красный от bedda
#БК_2019 (Книга, в названии которой есть цвет)
Ещё одна атмосферная книга (а последнее время я обожаю проникаться атмосферой то Перу, то Испании, то Малайзии), на сей раз - Турция, а точнее, Стамбул 16-го века. Хотя, если говорить об атмосферности, то Стамбула, может быть, и не особо чувствуется. А вот Османского Востока и вообще мусульманского мира - да, и очень.
Эту книгу часто сравнивают с шедеврами Умберто Эко, в частности - с «Именем розы». Могу сказать, что сравнение уместно, скорее всего, в плане многослойности романа: на поверхности - в некотором смысле детективная линия по расследованию убийства (ну, не то чтобы расследованию, но что-то типа того), а глубже - и история, и культура, и религия, и философия, и психология. И ещё восточная любовь, как же без неё, которая заметно отличается от западных книжных образцов.
Для меня жемчужиной романа явилась тема персидской миниатюры, это было по-настоящему чарующе, как сказки Шахерезады. Основу сюжета составляет творчество художников мастерской султана. Интересен конфликт между приверженцами старой школы, не отступающими от канонов древних мастеров и рисующими так, «как видит мир Аллах», и новым поколением художников, которые, перенимая западные традиции портрета и перспективы, ставят в центр внимания человека, то есть рисуют так, как видит человеческий глаз. Конфликт имеет ярко выраженный религиозный подтекст, поскольку «западники», отказываясь от слепого копирования традиционных миниатюр, создают собственный стиль и «творят», как бы соревнуясь таким образом с Творцом.
Пожалуй, эта одна из тех редких книг, которую мне не захотелось проглотить за два дня. А захотелось, наоборот, неспешного вдумчивого чтения (надо сказать, что обилие незнакомых исторических лиц и восточных терминов этому немало способствовало), рассматривания миниатюр, карт границ Османской империи и углубления в ее историю.
Очень понравился авторский прием вести повествование не только от разных действующих лиц, но также и от имени нарисованных животных, мужчины, ощущающего себя женщиной, Красного цвета и даже трупа.
Думаю, что спустя время мне обязательно захочется перечитать эту книгу. Спасибо, Орхан Памук.