Рецензия на книгу Цвет пурпурный от Tatihimikosan
#П3_1курс 3 предмет.
«Посмотрите на полевые лилии, как они растут»
Если у вас нет привычки читать предисловия, то в случае этой книги лучше ознакомиться с «трудностями перевода» и важных вопросов широко обсуждавшихся впервые не только среди феминисток второй волны в Америке. До сих пор практически каждое проникновение черного персонажа в культурное пространство белых вызывает настоящую бурю возмущения, большинство из которых искренне верит, что это не расизм в них кипит. Так что можно себе представить, каким событием был выход этой книги, ставшей одним из первых цветочков в предвестии того, чтобы сделать по-настоящему видимыми людей другого цвета кожи. Дегуманизировать людей можно различными способами, угнетение, объевактизация или низведение на уровень животных – это только одна сторона медали. Есть и обычно не замечаемая или не принимаемая всерьез как проблема идеализация и мифологизация. Цветные персонажи были и до этой книги, но они были скорее представлением белых людей о них, при всем желании и сочувствии не способных увидеть и понять изнутри людей, живущих совершенно в другой реальности. Из предисловия можно узнать, что даже не все афроамериканцы были готовы увидеть и обсуждать таких слишком реалистичных персонажей. Еще только предстояло осознать, что создание культурной истории невозможно без обретения не только своих героев и богов, но и злодеев, и грешников.
Прочитав все, что я написала выше, можно подумать, что книга своего рода политический манифест, что, конечно же, только часть составляющего этого небольшого, но необычайно емкого произведения. Скорее больше «опасность» при прочтении не увидеть ничего, кроме истории героев, потому что, хоть она и написана без диалогов в жанре переписки, но я не могла оторваться, пока не закончила читать в три часа ночи, настолько она захватывает и хочется узнать, чем же все закончилось. Даже мой внутренний граммар-наци, обычно на дух не выносящий просторечные формы и искажения языка, помалкивал, за что несомненно нужно сказать спасибо переводчице, сумевшей передать не безграмотность, а просто другой вариант языка, со своими правилами и логикой.
Очень легко при таком чтении пропустить тончайшие порой аллегории и переосмысление религиозных тем. На первый взгляд все просто, темы патриархата отцов и сыновей, система воспроизводящая саму себя веками и не делающая счастливыми никого. Здесь очень хорошо показано уродующее мужчин МГС (мужская гендерная социализация), закрывающее путь к счастью не только их близким, но и им самим, и в итоге и обществу в целом. Новым для меня было, что в среде афроамериканцев была своя мечта о земле обетованной, что, впрочем, логично и понятно для любой длительно угнетенной группы людей. Но в книге и эта тема показана без идеализации, максимально честно. Приезжая в Африку афроамериканцы видят, что здесь они не свои и не станут своими в течении жизни одного поколения, слишком велики культурные различия. Для местных племен, раздавливаемых безжалостно белыми капиталистами, отнимающих у них землю, идеи заезжих миссионеров кажутся бесконечно далекими от их насущных нужд. Этим племенам предстоит пройти свой путь развития и борьбы. А афроамериканцам понять, что улучшать жизнь и бороться за свои права нужно на своей родине. Только там возможно «Чтобы тебя и подобных тебе заметили на арене общественной жизни, надо обрести второе, социальное, тело, надо в прямом смысле вписать себя в историю, надо создать воображаемое сообщество людей, объединенных едиными интересами.»
Отрицание и переосмысление идеи бога, как белого мужчины (и в принципе мужчины как такового), в основном безразличного, но наказывающего за любое малейшее неповиновение своей воли к понимаю бесконечного разнообразия любви и уважения – еще одна важнейшая тема, не потерявшая своей актуальности и в наши дни. Принятие и осознание собственной сексуальности, происходящее с Сили, важность этого процесса и понимание, что без этого невозможно подлинное освобождение человека в частности, но особенно женщины, веками считавшейся не имеющей собственной воли в этом вопросе и предназначавшейся только для рожания детей и ублажения мужчин – еще одна тема романа, которая важна и по сей день, независимо от сексуальной ориентации.
Женские образы в романе великолепны в своем разнообразии, отношения между ними, их поддержка в тяжелых ситуациях, даже если раньше они дрались или просто недолюбливали друг друга – отличный пример того, к чему следует стремиться всем сестрам по несчастью. В фем.сообществах часто обсуждается вопрос нужно ли поддерживать любую женщину (особенно если она ярая мизогинка и вредит своими действиями другим женщинам) и как далеко может заходить такая поддержка. На мой взгляд здесь не может быть единого ответа для всех, но для себя я выбираю подход Сили, Шик ,Мышки и Софии – можно не любить и даже драться друг с другом, пока вы обе имеете ресурс, но нельзя пинать лежачего, больного и несчастного человека, и если есть возможность помогать – надо помогать. В борьбе с патриархатом главное направление для меня – это борьба с собственной ненавистью к себе и другим женщинам, впитываемое на почти бессознательном уровне при существующей ЖГС (женской гендерной социализации).
P.S. Не думала, что доживу до того дня, когда книги подобной тематики попадут в списки Академии. Выражаю огромную благодарность декану @anastasia_roja за выбор этой книги, действительно достойной прочтения и осмысления, не зависимо от политических и иных воззрений читателя.
А что не так с подобной тематикой, что она не может попасть в академию?)
учитывая, что очень часто книги просто по названию выбирают для факультетов?)
@loki, тут у некоторых возгорание начинается только от слова феминизм, и заявления звучали, что видя мой тег #фемгодно точно книгу читать не будут по принципу "не читал, но осуждаю":) Тем приятнее было увидеть эту книгу в списках, даже если она и попала туда случайно.
@Tatihimikosan, вы как обычно всё перекручиваете!) После ваших рецензий хочется бежать от книг не потому что там тема феминизма в принципе, а потому что вы эту тему преподносите неправильно, некрасиво, бредово и т. д.
@regina1, вы-то, конечно, лучше знаете какой феминизм правильный:) Я же, как и афроамериканская феминистка Роксана Гей, предпочитаю называться Bad Feminist и думать по своему.
@Tatihimikosan, помимо всего прочего у вас, кажется, ещё и проблемы с пониманием прочитанного. Я сказала, что вы так тему преподносите, а не то что вы там себе напридумывали, прочитав мой комментарий.
@regina1, когда вы перестанете бегать от книг, то с удивлением обнаружите, что не бывает правильного феминизма и нет окончательной и бесповоротной его интерпретации, в этой книге кстати, Элис Уокер одной из первых озвучила, что феминизм афроамериканок совсем не тоже самое, что феминизм белых женщин среднего класса, так же и в наше время есть огромное количество самых различных течений и групп феминизма, и это прекрасно. Так что каждая вольна преподносить эту тему в меру своего развития и жизненных приоритетов.
@Tatihimikosan, о боже, вы неисправимы... Я ещё ни слова о феминизме не сказала! Я говорю о вас! О том, как вы устраиваете феминизму из раза в раз антирекламу.
@regina1, феминизм не нуждается в рекламе, это не жевательная резинка:) Забавны ваши попытки оскорбить меня, каждый раз новый комплимент:)
Очень рада, что книга понравилась!
На самом деле, при добавлении книг в списки я чаще руководствуюсь хотелками участников, потом уже оценками и отзывами, и в последнюю очередь своим собственным вкусом. Книга была в хотелках, поэтому и оказалась в списке)))
@regina1, А он-феминизм нуждается в рекламе? По-моему -из каждого утюга.... Бедных мужиков совсем затюкали. Идиотки. Кого ж тогда любить,если они все такие сволочи? Лесбийская любовь плода не приносит.
@anastasia_roja, Извините,а что такое "хотелки"? Это хотят купить? Я библиотечные только и читаю.