Рецензия на книгу Свет женщины от Nyut
#БК_2019 14. Книга, которая рассмешила вас до слез. Ну не обязательно до слез, но хотя бы вызвала улыбку)
Текст обрушился на меня всей своею выпукло-угловатой неожиданностью и до самого конца то раскатывался в стороны кубиками разных размеров и поверхностей, то собирался в большой шар с неравномерно торчащими углами. Ошеломил и напрочь закидал позерством, эпатажем, театральностью, речевыми красивостями, искусственными конструкциями, не успевала уворачиваться. В какой-то момент даже заподозрила, что с переводом что-то не так.
Постепенно зрение настроилось, и стала различима проза жизни, история двух (или, вернее, четырех) людей, их трагедия и боль.
Весь эфир занял главный герой. Он без остановки изрекает красиво сформулированные мысли, практически каждая - с афористическим потенциалом, большинство - нарочито нелогичны, что сильно бьет по мозгам. В реальной жизни, в живых разговорах двух людей, подобные монологи с трудом представимы и напоминают архитектурную надстройку, довольно аляповатую, хоть и невероятно искусно украшенную.
«Может, уже закрыть и бросить всю эту галиматью?» - думала я и не бросала. И не потому что это Ромен Гари и из уважения надо дочитать. Нет, не поэтому. А потому, что парадоксальным образом книга очень легко читается и притягивает к себе снова и снова.
Единственным объяснением гармоничного сосуществования всяких несуразностей и положительного эффекта текста мне видится то, что он вообще не про реальность. Какая женщина купится на ухаживания с рефреном «я так люблю свою умершую жену»? Героиня в итоге и не покупается, но в эксперименте все-таки участвует, и оставляет шанс на будущее. Больше всего это похоже на миф, мифотворчество. Не люди, а символы. Театральные зарисовки. Недаром один из героев - цирковой артист. Балаганные сценки. Символический театр. Героиня говорит, что герой создал свою религию. Вот это ближе всего к сути.
Если посмотреть на текст через мифологическую оптику, то все элементы встают на свои места практически без швов. Существуют только одна женщина и один мужчина, и они вечно проигрывают один сюжет, проживают вселенскую любовь. Они снова Адам и Ева. Каждый раз, когда встречаются он и она, все начинается с начала, и в то же время онтологически они несут в себе дух и плоть своих предыдущих отношений, в каком-то смысле своих других «воплощений». Любовь все эти воплощения превращает в единое целое, любовь всегда одна.
Открытый конец, открытое начало. В любой момент поднимается занавес, и перед нами вечная история.
И про смешное. Знакомство с инвалидом, потерявшим способность членораздельно выражаться, превращено в беззастенчивый фарс. Нехорошо смеяться над горем и болезнью, но невозможно удержаться. Таков балаганчик Ромена Гари.