Рецензия на книгу Восстание Ангелов от Rainier

"Недаром всеми признаётся сия истина, что мыслить вредно и подлинная мудрость заключается в том, чтобы ни о чём не размышлять".
_____
Больше года эта книга собирала пыль на моей полке и вот настал её черед обиженно ранить меня своим острым словом и отомстить за то, что так долго я от неё отворачивалась и всякий раз небрежно бросала вслед: "Как-нибудь потом".
Когда я открыла первую страницу, то, мягко говоря, не обрадовалась. Потому что произведение буквально пестрит изысканной литературной речью со свойственными ей архаизмами начала двадцатого века.
Но я поставила себе правило: никогда не судить о книге предвзято, пока не прочтёшь хотя бы 50 страниц.
И какое же удовольствие я получила от прочтения!
О, этот прекрасный, элегантный язык. О, эти вычурные речевые обороты, с откровенным стёбом высмеивающие персонажей. Это было восхитительно.
Конечно, если поначалу я от этого кайфовала, то ближе к середине повествования мой эстетический восторг всё чаще перебивался ментальной усталостью. Это книга, которую нельзя так просто "проглотить" за один присест.
Все сюжетные параллели сводятся к одному масштабному событию — восстанию падших ангелов против Бога.
Чаще всего фигурировал ангел Абдиил, как зачинщик идеи революции (БУНД!!1!1!!).
Впрочем, я так и не смогла привыкнуть к тому, что в миру его звали совершенно по-другому. Буквально только что велись возвышенные речи, а тут на тебе — Аркадий.
Что меня особенно ввело в ступор, так это то, что Абдиил называл своего создателя очень замысловато — Иалдаваоф. Каждый раз мой взгляд спотыкался об этот набор букв и по слогам его перечитывал. Тут-то я поняла, что речь идёт далеко не о привычном нам христианстве. Поэтому я полезла в интернет и ушла в дебри гностицизма, чтобы понять, что в книге вообще происходит.
Суть в том, что падшие ангелы в этой книге восстают против Демиурга (или Яхве), Ветхозаветного Бога, которого они воспринимали как мелкого, несовершенного создателя миров и тирана. При том, по их вере, Демиург являлся посредником между созданным миром и настоящим, всесильным, идеальным Богом. И ангелы пали, потому что осознали, что сотворённый Яхве мир существует сам по себе, а не контролируется Демиургом непосредственно. То есть, они посчитали его лжецом из-за того, что тот пытался сохранить иллюзию своей идеальности и всемогущества. И когда происходило их падение, то была война между ангелами, куда уже приписали знакомый нам сюжет про Люцифера и Михаила; а после этого историю о наследственном людском грехе и что Яхве "послал на землю собственного сына, дабы тот своей кровью искупил долг людей".
При том всё вышесказанное существовало в книге параллельно другим религиям, традициям и мифологиям разных народов (особое внимание было уделено греческой, например). Падшие ангелы ещё и вовсю язычество поддерживали, мол, негоже людям поклоняться тому, что создал ненавистный ими Яхве — христианству. Вдобавок всячески поощряли науку, безбожие и безнравственность.
Там вообще были выделены 4 главы, посвящающие читателя в историю религий: как на место одной приходила другая и кто этому способствовал. Сюда же приписали множество деятелей, известных в сфере искусства, политики, философии и т.д.
Говоря откровенно, местами повествование было более чем абсурдно. И я говорю не столько про историю религий, сколько про их "гениальные" планы о радикальных революциях (БУНД!!1!1)
Однако в романе было затронуто приличное количество таких деликатных тем, которые касались больше человеческой морали, нежели религии, — да-да, давно нам известные человеческие пороки, — которые невольно заставляли остановиться и задуматься.
Взять, например, вот это высказывание: "Из всех пороков, опасных для государственного деятеля, самый пагубный — добродетель: она толкает на преступление".
Между тем, были и достаточно забавные фразы:
•《...и где мудрый читатель (если таковой найдётся, в чём я сомневаюсь), призадумается над метким изречением: "Война — это афера"》
• "От любви кости у меня словно тают, я становлюсь совсем мягкая и растворяюсь, как телячьи ножки в желе"
• "Хотите, я познакомлю вас с моим ангелом-хранителем? Подождите минутку, он пошёл за папиросами"
• "Мать его, которая закрывала глаза на связи хотя и греховные, но не выходившие за пределы светского круга... была возмущена, узнав, что сын её открыто показывается с какой-то певичкой"
• "Малютка Леон, которому только что исполнилось семь лет, заявил однажды в присутствии нескольких дам, что он, когда вырастет, будет кутить так же, как Морис"
• "Жильберта перекрестилась и прижалась к груди своего любовника"
От концовки я ожидала большего. Накал совсем сошёл на нет. Да, там как бы есть над чем подумать, но развязка меня не порадовала. Просто возникает вопрос: "А ради чего тогда было всё это?"
Википедия гласит, что "Восстание ангелов" — социальная сатира. Именно так оно и есть. Проблемы социума и человеческих пороков были и высмеяны, и оттенены тяжкой нотой отчаяния — разве может автор изменить нравы общества и удержать его от морального падения? Ответ, к сожалению, отрицательный.
P.S. "Смеющиеся ягодицы" я запомню надолго)))