Рецензия на книгу Факультет ненужных вещей от Anastasia375
«Назначение следствия – выявить истину. Вы ведь тоже кончали юридический? Да? По истории права. Так вот, ваш факультет был в то время факультетом ненужных вещей – наукой о формальностях, бумажках и процедурах. А у нас учили устанавливать истину»
В отличии от привычной «лагерной литературы», роман Домбровского ассоциируется прежде всего с Кафкой и фокусируется, в буквальном смысле, на процессе борьбы с НКВДшной машиной госстраха в начальный период следствия, когда приговор заключенному еще не вынесен, но уже ясно, что если засосало в этот лабиринт ужаса, то выйти из него просто невозможно. Вопрос только в том, какую литеру к статье «пришьют» и на сколько «упекут». И здесь автор, как и все писатели-лагерники, более чем автобиографичен: у него самого было несколько «приводов», а суммарно он отбыл в лагерях порядка 17 лет. Так, законсервировав свой опыт, писатель – дебошир, бражник и силач написал свой роман еще в 1960х и, трезво сознавая, что его не напечатают на родине, передал рукопись в Париж, где ее издали в 1978. Вскоре после публикации писателя сильно избили на улице, он скоропостижно скончался в больнице от внутреннего кровоизлияния спустя чуть больше месяца после этого. Его роман - это вызов?
Итак, действие происходит в Алма-Ате в 1937, где сотрудника экспедиции раскопок Зыбина забирают на дознание, при этом не предъявляя ему конкретного обвинения. Цель следствия - заставить задержанного говорить, а что конкретно, в чем признаваться и кого сдавать - будет зависеть уже от метода и исхода процесса самого следствия.
Современному читателю, пожалуй, роман покажется просто фантастическим благодаря описаниям силы и упорства открытой борьбы подсудимого со следственным конвейером госмашины и его методами дознания и госпланом. Нет ничего более демонически впечатляющего и одновременно пародийного в этом сравнительно мягком произведении, чем инфернальная белая горячка этого департамента и его роковая кутерьма и неразбериха, с легкой бюрократической подачи которой летят головы невинно осуждённых. Однако здесь уже есть и предчувствие настоящего размаха этого чудовища, которое вскоре будет пожирать «своих сыновей»; «на то они и люди, чтоб не прощать, а взыскивать». При этом роман богат полифонией множества проходящих философствующих героев-мудрецов, которые отличаются своими эссе о соцполитике, истории, этике и религии, однако всеми ими, увы, движет один бич эпохи – страх на донос. Но это уже не про героя романа – свободного и упертого правдолюба, как в прочем, и не про самого автора.
#БК_2019 10. Книга, название которой состоит из трех слов.