Рецензия на книгу Роккаматио из Хельсинки от natalya.s.alex

Что это было и зачем я это захотела прочесть?
"Лучшее из моей писательской юности", как уточняет сам автор. И в предисловии к сборнику автор с ностальгией и нежностью отзывается о своих первых, вышедших в свет относительно полноценных литературных трудах. Упомянув при этом, что предыдущие были совсем нелепыми.
Простите, господин писатель, но эти «восхитительные» и «милые» не намного более зрелые и насыщенные смыслом и чувствами. Явно молодо, очень жёлто, напыщенно и с претензией на интересничанье. Видимо, это был выплеск каких-то переживаний, поиска себя и первых размышлений о смерти.
Сразу оговорюсь, что никакими Хельсинками и Роккаматио в сборнике не пахнет. В первом рассказе они упоминаются как герои выдуманной истории главных героев. Звучит бредово, но так и есть. Всё происходит в Канаде. Из двух друзей один по глупой случайности заразился ВИЧ и весь рассказ медленно умирает от СПИДа. В это время, чтобы отвлечься и как-то скоротать время друзья пытаются создать летопись событий 20-го века, находя что-то важное в каждом из прошедших годов для мировой истории. Боги! Зачем такая пирамида? Эрудицию показать? Получилось крайне бестолково. Депрессию нагонять? Ну, немного удалось. Единственный плюс этого рассказа – живописание симптомов СПИДа. Его хорошо читать школьникам для профилактики нежелательного поведения с условием честного рассказа о способах, которыми чаще всего человек заражается смертельным вирусом, а не пенять на глупые случайности. Крайне разочарована и смыслом, и подачей.
Следующий рассказ о музыканте-уборщике. Посыл его в том, что в каждом представителе офисного планктона сидит нереализованный гений искусства. Какая-то волевая импотенция! «Он мог бы стать великим, но жизнь сложилась иначе». Худшей формулировки судьбы не придумаешь. В ходе истории автор путается в показаниях и бредит. Сначала он оправдывается, что пошел на живой концерт классической музыки, «хотя мог бы послушать на стереосистеме». Это как вообще? К чему это замечание? А зачем вообще люди ходят на любые живые концерты, спектаклю и спортивные события? Затем уже на концерте он замечает, что музыканты сбились и замяли финал. Это как он понял, если он ранее замечает, что «вообще-то я в музыке профан». Или в Канаде школяры с больших сцен играют и ежу понятно, что они сбились и бросили играть? Затем он перечисляет классические концерты по всему миру, которые посетил главный герой (который, две страницы назад был «профан в музыке»). Короче, не совпадает ничего! Не поверила ни единому слову, кроме того, что главный герой не может найти себя по жизни.
Третий рассказ «Варианты смерти» реально состоит из вариантов смерти. Точнее писем, отправленных администрацией тюрьмы матери казненного заключенного. В нем представлено множество вариантов того, как именно вел себя перед уходом из этого мира приговоренный к смертной казни. И что?
Четвертый рассказ добил окончательно, т.к. сквозь какую-то дурную семейную историю жирным шрифтом с определенной периодичностью проходят вставки «бла-бла-бла». Даже в страшном сне не могу придумать, какую бездарность и отсутствие мысли можно заменить этим тупым междометьем.
Итого, по 0,5 балла за каждый рассказ только потому, что кто-то набирал текст и даже издал книгу.
Да, тысячу раз да! Особенно про вставки "бла-бла-бла" - в первом рассказе можно было ограничиться ссылкой на энциклопедию и парой предложений о друге. А дальше не писать вовсе, а разводить повествование ради повествования.
Я нашуршала, что позже он как раз недоумевал от того, что все были в восторге от этих рассказов.
@oxnaxy, ага, меня тоже поразило, что кто-то это мог похвалить. Наверное, это были его родственники и восторженные поклонницы такого же возраста и умосложения.