Рецензия на книгу Возвращение в Панджруд от v1shn
#Шармбатон_О (Книга, у которой на обложке существенную роль играет растение.)
#книжный_марафон2020 (Полумарафон.)
Понятия не имею, каким образом я наткнулась на это произведение, ведь ни название, ни обложка – то есть именно то, что самым первым привлекает внимание едва ли не любого читателя при выборе новой книги – скорее всего не привлекли бы моего внимания в обычных обстоятельствах. Однако каким-то образом сложилось так, что я всё же прочла «Возвращение в Панджруд» Андрея Волоса, и, надо сказать, совсем не пожалела об этом. По крайней мере, я с уверенностью могу сказать, что эта работа совсем не зря получила «Русский Букер» в 2013 году.
Чего стоит одна только манера повествования, тягучая, зыбучая, будто бы сама являющаяся непосредственной, неотъемлемой частью длинной восточной сказки. Иногда правда, стоит признаться, было трудно пробираться далее по строкам. Не от того, что скучно и неинтересно. Просто трудно будто бы мозг перегружался. Поэтому приходилось принимать книгу порциями. Однако же тем было увлекательнее углубляться в детали и тонкости восточной культуры.
В процессе чтения история по маленьким кусочкам собирается в целую картину, расположившуюся в пространстве и времени и будто бы закрученную в кольцо (потому что жизнь, время – всё циклично). Находятся ответы на многие вопросы, задаваемые ещё в самом начале, в том числе становится понятно, кто этот странный поэт Рудаки (к слову, реально существовавшая личность, о которой я, к сожалению, кажется, ни разу до этого не слышала) и почему он, сначала обласканный признанием, вдруг становится лишённым всего калекой, вынужденным следовать в Панджруд мало того, что с безграмотным проводником, так ещё и на совершенно странных условиях.
В конце концов раскрывается и смысл самой истории.
И всё это, опять же, складывается из таких мельчайших, но очень занимательных деталей, что увлечённо следуешь дальше и дальше до тех пор, пока не устанешь. Последовательно эти детали раскрывают легко прослеживающиеся по ходу чтения контрасты и параллели. Как и практически в любом путешествии, поэт и проводник – слепой старик и несведущий юноша – встречают по дороге абсолютно разных людей: не каждый из них добр и не каждый так плох, каким кажется; жестокость окружающего мира граничит с его же великодушием, человеческая слава – с совершенной безызвестностью, а захватывающая дух красота – с осязаемым отвращением; и это только начало списка, каждый пункт которого приближает к пониманию одной важной вещи о сути человеческой и о людских взаимоотношениях в том числе. И даёт им свет мудрости (персонажи действительно заметно развиваются с течением сюжета).
Во всё это повествовательное хитросплетение очень грамотно введены также подробности о самóм древнем востоке, о разнообразии таких далёких русскому человеку традиций, о религии и её течениях, порой таких разнообразных, об укладе жизни людей загадочного и манящего края. Свадьбы, похороны, приёмы пищи и прочие каждодневные или почти каждодневные ритуалы и обряды; описания жилищ людей различного достатка и статуса, их рациона, их менталитета, их склада ума и мыслей. Можно сказать, что «Возвращение в Панджруд» – это художественная биография (а иначе и быть не может – слишком давние времена) одновременно и одного человека, и огромной территории, и населяющих её жителей. Очень увлекательно.
Очень интересно. Надо будет прочитать. Тем более о Рудаки я наслышана. Спасибо за полезную рецензию!
Судя по рецензии книга как мозаика