Рецензия на книгу Волна от Tatihimikosan

«Фашизм — это не то, что когда-то устроили какие-то другие люди. Он здесь, он в каждом из нас.»
Книги, основанные на реальных событиях, всегда задевают что-то в душе. Хотя в книге нет никаких литературных красот и написана она максимально простым языком, остаться равнодушным, на мой взгляд, может только совсем уж черствый человек. Всегда немного жутковато от того, как быстро люди (и особенно подростки и дети) попадаются в ловушку пропаганды, особенно исходящей от человека, которого они уважают и считают авторитетом. И самое обидное, что почти невозможно от этого защититься – дети из книги росли на принципах свободы (по крайней мере в теории), но они попались в ловушку еще быстрее, чем любые жители тоталитарных стран. Видимо тут наблюдается некий эффект непоследовательности и противоречия - когда вокруг свобода, то люди мечтают о порядке и сильной руке, а когда вокруг слишком затянуты гайки, то, наоборот, мечтают о свободе, и бунтуют тайно или явно. Так и учитель Бен поражался тому, что «им нравится, когда решения принимают за них». Впрочем, будь у этого учителя свои дети, он бы так этому не удивлялся. По моему опыту, нет ничего более разрушительного для ребенка, как полная свобода, постоянная необходимость выбирать и принимать решения. А вот четкий режим дня делает ребенка спокойным, веселым и уверенным в себе. Неудивительно поэтому, что подростки из общества потребления с такой радостью покорились «Волне» и особенно возможности стать группой. И тут мы снова сталкиваемся с тем, о чем в западном обществе, с его поклонением индивидуализму и конкуренции, не принято говорить – о том, что многие люди мечтают об обществе, где не нужно жрать друг друга, можно в любой момент получить помощь, и каждый мог бы приносить посильную пользу, независимо от личных достоинств и талантов.
О многом заставляет задуматься эта небольшая книга. О том, каким должен быть учитель – у меня были скучные учителя по истории, но с другой стороны, ни за что бы я не захотела стать участницей эксперимента такого неравнодушного и хорошего, на первый взгляд, учителя, как в книге. Я считаю, что то, что он сделал было жестоко и совершенно аморально. О том, по какому лезвию бритвы должны идти на своем пути все наставники и родители – сочетая воспитание и дисциплину с тем, чтобы ребенок все же вырос мыслящим и свободным человеком. О эффективности того или иного политического строя (вне зависимости от рассуждений о этике) – как ни грустно, но в моменты всеобщего трындеца (типа современной ситуации с коронавирусом) именно тоталитарные режимы имеют лучший показатель, а более демократичные имеют больший потенциал для роста и развития в «сытые» годы. Вот и остается решить - возможен ли капитализм с человеческим лицом или тоталитаризм без лица людоеда?