Рецензия на книгу Гигиена убийцы от v1shn

#Шармбатон_К (3. 3/8.)
#книжный_марафон2020 (Полумарафон.)
Говорят, у богатых людей свои причуды. Так вот, у писателей, людей творческих, оказывается, тоже имеется парочка собственных про запас. И тут уж на самом деле даже не угадаешь, что хуже. Особенно, когда стоит задача проинтервьюировать человека, вот-вот собирающегося отойти в мир иной. Особенно, когда этому человеку, почитаемому если не всем миром, то большей его частью, и руку не подашь в трудных обстоятельствах, потому что сам знаешь – если по локоть не откусит, то в аналогичной ситуации сам руку не подаст точно, марать её не захочет.
Претекстат Тах. Многообещающее, даже в некоторой степени претензионное имя, не так ли? Только вот не стоит возлагать на больших надежд на человека, носящего его, – не оправдает их, а потом догонит и сверх того не оправдает ещё пару раз. Поэтому когда писатель говорит о своих книгах, что они «опаснее войны, потому что от них хочется сдохнуть, а от войны, наоборот, хочется жить», почему-то охотно хочется верить.
Даже от самих интервью становится порой противно, невыносимо. Кому читать точно не стоит, так это брезгливым людям – эта книга явно не придётся им по вкусу, ибо она насквозь пропитана физиологией, грязью, будто поражена болезнью, имя которой то ли сам Протекстат Тах, то ли писательство в целом, потому что как раз оно и является одной из основных тем, которые можно выделить, прочтя эту книгу. Всем нам известная ещё со школьной скамьи проблема предназначения писателя, того, чем он должен обладать и кем вообще должен быть.
Писатели, поэты, они ведь, как многие говорят, пророки; несут людям истину. Однако же быть пророком – бремя отнюдь не из лёгких. И уж кто понимает это как нельзя лучше, если не Протекстат Тах, болеющий редчайшей болезнью, являющейся, судя по всему, расплатой за его талант (не стоит ведь, как бы того ни хотелось, судить творения вкупе с личностью творца), о чём так же говорят множественные нескромные параллели с личностью и жизненным путём Иисуса Христа и намёки на библейские мотивы.
В писательском ремесле сливаются духовное и физическое, как они сливаются и в этом гнусном многовесном старике, умеющем из всего извлекать свою выгоду. Как духовное и физическое сливаются и в этой книге, повсеместно возникая то в очень, если так можно сказать, плотских рассуждениях о том, какими духовными качествами должен обладать писатель, так и в каждодневных ритуалах его быта. И всё это какое-то странное: притягательное, но отвращающее; манящее, но взамен интересу дарящее лишь тошноту.
Страница перелистывается за страницей, мерзость от всё большего узнавания личности жестокого старого манипулятора и колючего маразматика заменяется любопытством к той, которой удалось разговорить этого душного затворника, к их унижающей друг друга игре, и наоборот. Последнее особенно позабавило и доставило искреннее удовольствие, потому что сама люблю подобные словесные игры.
В общем и целом, интересная, очень необычная книга, восхищение от которой сочетается с множеством «но». Книга, к которой следует морально готовиться, но которая, пожалуй, стоит этого прочтения, хотя, конечно, желание перечитать её возникнет вряд ли, как, в прочем, и желание взяться за нечто подобное в будущем.