Рецензия на книгу Двойник от Reznor

#БК_2020 (9. Книга из списков 1 потока Книжной академии (Математический факультет). Не особо разобрался с этим пунктом БК, т.к. понятия не имею, что такое Книжная академия, не говоря уже о её потоках, но хочется верить, что книга была выбрана правильно.)
Прочитал повесть, бегло просмотрел несколько последних рецензий на readly. Почти все рецензии по сути своей отрицательные, но сделаны с уважением к русской классике и к Фёдору Михайловичу лично. Через силу, оправдываясь, но с почтением. Оценка усредняется сама-собой. Из тех же рецензий узнал, что сам Достоевский не считал свою повесть успешной. А вот и зелёный свет, вот и карты в руки. Нет, ну а если и вправду не понравилось?
Мне вот напротив – понравилось почти всё. Что называется, перевернул последнюю страницу с восторгом. Конечно, первое к чему хочется придраться – это язык XIX века. Даже мне проще перечитать собственную косноязычную рецензию, нежели начинать с места в карьер нового-старого Достоевского, но со временем, мало того, что привыкаешь – затягивает, да и выражения из произведений то и дело перескакивают в современный мой быт: дескать так и так, навеяло… И не сказать, что нарочно, и не сказать, что не раздражает.
А Голядкин Яков Петрович, ну вылитый Йозеф К. или просто К. или просто Я, застывший в нерешительности, обруганный непонятно за что начальником, обвешанный со всех сторон проблемами, не успевший повзрослеть, завести нужных знакомств, выдвинуться и понять что к чему в этом злом мире. Ищущий себя человек. Найдёт ли? Короче говоря, Я/МЫ Голядкин и даже не спорьте. Какой там Джекил и Хайд, какой там Тайлер Дердён – всё невыразительно, неискренне и пошло.
Атмосфера не нравится? В Петербурге был всего два раза и полностью разделяю восторг тех, кто искренне признаётся в любви этому городу. Скучаю даже по мерзкой жиже – помеси снега и дождя, наполняющей улицы в «Двойнике». А при упоминании этих самых улиц автором, невольно встаю за спину главному герою и пробегаю все повороты вместе с ним. И тут даже не в городе дело, у таких произведений должна быть такая атмосфера – вязкая. Вспомните того же Кафку и его «Замок».
Что касается персонажей, то есть только Голядкин и его раковая опухоль, его камешек в ботинке, его страх – точный двойник, призывающий к решительным действиям в отношении себя. Остальные персонажи – это всё фон, массовка и, если кто-то не понял или недопонял их назначения – пусть. Мальчика кричащего, что король голый не будет и быть не может.
В завершении хочу сказать, что Фёдор Михайлович не перестаёт меня удивлять, несмотря на то, что совсем не изменяет себе и своему потенциальному читателю. По силе, из недлинных произведений, и того, что я у него читал, сопоставимо с «Записками из подполья». Оценку ставить не хотел, но поставил такую какую поставил.