Рецензия на книгу Искусство легких касаний от chapaev
Надо ли мне написать рецензию на книгу В.О. Пелевина? Я не знаю. Я не уверен имеет ли это вообще хоть какой-то смысл. На мой взгляд, читать чужие рецензии до прочтения книги глупо, так как хорошие рецензии подразумевают аналитику текста, поиск, раскрытие и манифестацию смысла произведения, которую автор опосредованно навязывает читателю. Однако это в первую очередь аналитика самого человека, которую он дает в силу своего жизненного и душевного состояния. Читатель, наткнувшись на нее рискует попасть под дискурс рецензента вместо того, чтобы принять и познать книгу самостоятельно.
С другой стороны, существует огромное количество абсолютно без идейных текстов, которые также пусты, как и сердца огромного количество людей, утонувших в своих смартфонах в окружении яда современных химем. Прочтение таких бульварных опусов несет минимальную информативность, следовательно, в некотором роде безвредны. К слову оба типа рецензий направлены лишь на самолюбование создающего их существа.
Тогда закономерно встает вопрос: зачем тогда я пишу эту рецензию? Наверное, передо мной сейчас стоит исконно гамлетовский вопрос. Кем я хочу быть клоуном у пидарасов или пидарасом у клоунов? Думаю, пидаростичным клоуном, потому что я хочу зафиксировать свои мысли и переживания, полученные от книги, но при этом выкладывая их в публичное пространство явно жажду общественного признания.
Однако довольно само рефлексии и столь свойственной достоевщины в душе русского человека. Поговорим, наконец, о той самой книге, рецензированию которой посвящен текст. Для меня этот цикл произведений произвел эффект разорвавшейся бомбы. Я давно не читал Пелевина, так как был несколько разочарован тем, что в его творчестве 1990-2000 гг. повторяются одни и те же нарративы, что даже с моей любовью к постмодернизму стало в конечном итоге достаточно утомительно. Тем не менее, не смотря на этот не благовидный факт, В.О. Пелевин по-прежнему оставался моим любимым современным писателем.
Прочитав «Искусство легких касаний» до конца, я ощутил эффект распада своего сознания на молекулы от упавшей на меня «атомной бомбы». По силе произведения я сравнил бы эту книгу с незабвенным «Чапаевым и Пустотой» и «Поколением П». Автор точно так же, как когда-то раскладывал принципы работы пиара и маркетинга в современной России, сейчас небрежным росчерком пера освятил историю сатурналии в мире.
Особое удовольствие было в том, что, по счастливому стечению обстоятельств, я в последние две недели до прочтения книги активно слушал лекции и читал статьи, разоблачающие этих самых культистов. Подчеркну, что, начиная читать эту книгу, я о ее содержании даже не догадывался.
Великолепно играясь с нарративом повествования, В.О. Пелевин описал историю культа Кроноса-Люцифера-Разума от зарождения в Древнем Египте до начала ХХ века, после чего элегантно ушел в область сути служения Богу, не затрагивая современность. Да, оно и правильно, Виктор Олегович нам нужен живым и здоровым ;).
Разбирая книгу, отмечу, что, на мой взгляд, главное, что удалось в этом произведении это создание некого Лавкрафтианского ужаса (я склонен объединять «Иакинф» и «Искусство легких касаний» в единый смысловой блок). Ужаса безмерно маленького человека, который стоит перед силами намного более древними чем вся история человечества, чьи цели и возможности за гранью человеческого понимания.
Отдельно стоит подчеркнуть и то, что автор произведения великолепнейшим образом переосмыслил идеи Вернадского о ноосфере Земли и ее принципах работы, переплетя с идеями Ричарда Доукинза о мемплексах и медиавирусах, сдобрив получившееся пиршество с «современной повесткой дня западного мира». Лично я получал духовный катарсис, читая эту часть произведения.
Кроме того, впервые читая Пелевина (последние книги я его, увы, пока не прочел), я ощутил в его произведениях связь, объединяющую их в единую вселенную. В.О. Пелевин, ссылаясь на раскрытые им ранее темы, упоминая их в скользь в произведении создаёт ощущение не отдельно прочитанной книги, а ПРОЧИТАННОЙ КНИГИ в рамках ВСЕЛЕННОЙ Пелевина.
Тем не менее, я понимаю, что книга далеко не всем зайдет, так как часть затронутых в ней тем требует именно подготовленного читателя, который уже знает большинство наративов. В противном случае сердце читателя найдет отклик лишь на финальную часть этого произведения, которая носит более понятный и общий мейнстримный характер. С другой стороны, возможно стоит прикрыть глаз, читая это произведение, чтобы все встало на свои места?