Рецензия на книгу Джонатан Стрендж и мистер Норрелл от SKantor
История о магии для любителей классики.
Один критик описал данную книгу очень кратко: «Так мог бы выглядеть роман „Мастер и Маргарита“, если бы его написал Диккенс». И как человек, обожающий "Мастера и Маргариту" и недавно познакомившийся с Диккенсом, могу лишь согласиться. Данный роман совместил в себе прекрасную идею о магии и её соединении с реальным миром( в теории можно провести параллель с Воландом, если очень хочется, хотя Воланд намного интересней), и невероятную скукоту и многословие Диккенса, который даже из интересной идеи сумел создать тягомотную историю, в лучших традициях классики.
Начать стоит с того, что книга получилась достаточно большой - 840 страниц, не считая примечаний в конце. И все это не самым большим шрифтом. А теперь попробуем представить, сколько всего можно было уместить в этот объем - реки магии, моря событий и горы сюжетных поворотов. На деле же, за первую четверть происходит примерно три значительных события, магия используется раза полтора, зато есть прекрасная сноска, описывающая никому не интересную девушку с магическим кольцом, которая занимает 5! страниц. Динамика же будет на последних ста страницах, да и то, динамикой её можно посчитать только по отношению к остальной книге.
Сам сюжет же на самом деле неплох - мистер Норрелл считает себя единственным практикующим волшебником в Англии и потому решает отправиться в Лондон и предложить свою помощь в войне против Наполеона. А потом появляется ещё один волшебник, Джонатан Стрендж, который становится учеником Норрелла. И все бы хорошо, но разница во взглядах на магию и её применение заведет этих двоих в те ещё дебри.
Стоит ли говорить, что я ожидала увидеть мой любимый вид магии - магия в повседневности, достаточно редкий вариант в фэнтези. Но увы, я этого не увидела. И виновник этого мистер Норрелл. Ох, этот старикашка запросто займёт очень высокое место в моем рейтинге самых неприятных персонажей. Его жадность и скрытность по отношению к магии, его нежелание учить своего же ученика реальным вещам, его узколобость и упрямство превратили чтение в сущую скуку. Ну кому, скажите на милость, нужна магия на бумаге, без применения. Это же не математика, в конце концов, а колдовство - оно должно быть ярким и сильным, а не выражаться в чтении магических книг. Но, раз уж автор решила подражать классике, то ничего яркого ждать не приходится, джентльмены и леди таким заниматься не должны.
А ещё, меня очень раздражало неумение персонажей общаться и слушать друг друга. Умей они это делать, и объем книги сократился бы в два раза. Но нет, лучше пропускать мимо ушей действительно важные моменты, зато слушать о какой-нибудь ерунде и зацикливаться на этом. Причём, подобным селективным слухом страдают практически все, за исключением нескольких второстепенных персонажей.
А вот бонусом хочется отметить проработку мира. Автор добавила в историю Англии магические книги, предания, истории из прошлого, и даже ссылалась на разные документы. В этом смысле книга действительно отлично написана - атмосфера передана прекрасно.
Но по итогу, у меня осталось ощущение обмана - мне обещали магию, а я получила стилизацию под классику, в которой один из главных героев только и пытается, что запретить эту самую магию. Мне кажется эта книга идеально подойдёт любителям классики, которые как раз и получают удовольствие от медленно-размеренного стиля повествования и обожают подобные описания, без особых событий.
#морскойбой2 ( книга получила премию Хьюго, и 400+ страниц )
#книжный_марафон2020