Рецензия на книгу В глубине Великого Кристалла от loki
Список книг, к которым никогда в жизни не притронутся мои выдуманные дети пополнился на одну книгу, вернее, на одного автора, и это Крапивин.
Удивительно, но почему-то в детстве я вообще пропустила этого автора, наверное, потому что мое сердечко навсегда принадлежало сразу детским детективам, а потом резко перескочило к детективной классике, а вот фантастика поставлена на горох в угол, где остается и до сих пор. Поэтому читать это произведение было не просто неинтересно, а даже как-то немного неприятно, что кто-то по-серьезке мог написать такое унылое произведение с глубоким смыслом, откапывать который совершенно не хотелось.
Во-первых, эти книги вообще ни разу не детские, у меня сложилось впечатление, что автор неплохо так упоролся, а потом сидел один на отходосах и думал об устройстве этого мира. А потом эту теорию надо было во что-то развить и тут же вокруг как грибы (я и говорю - на отходосах) после дождя стали появляться главные герои - все такие честные, справедливые и всепрощающие.
Есть Великий Кристалл и на его гранях - миры. Первая повесть - это такая затравка вообще ни о чем. Именно она с первых страниц определила мое отношение к сборнику и предрешила его оценку. Мальчик-нытик (а это, кстати, во-вторых, но об этом позже) едет на судне и общается с безымянным Пассажиром, именно от Пассажира читатель узнает о некоторых мирах, о кристалле и о героях, которые будут периодически появляться позже.
Вторая повесть (“Гуси-гуси-га-га-га”) могла бы стать отличной антиутопией, если бы (опять же!) она не была такой унылой. Вообще, у автора есть очень странное умение (умение ли?) - в приятный рассказ добавлять фантастику и превращать его в говно. Вот как здесь, так и в дальнейшем, я могла читать даже с некоторым подобием удовольствия (извращенного), но как только появляются говорящие камни, путешественниками по мирам, великие кристаллы и тд - этот рассказ сразу скорчился в муках и становился неким подобием произведения, таким себе произведеньицем, которое хочется забыть через секунду (что я успешно и делала).
Чем ближе к концу сборника, тем больше мне хотелось читать дальше, потому что от глупых миров на гранях кристалла оставалось все меньше и меньше, в повести стал врываться быт, стало врываться СССР и биография (как мне кажется) самого Крапивина. Биографию его я не читала и не собираюсь, но судя по всему терпеть это все не было сил и он впихнул это в детские книги, что сразу же делает их взрослыми. И вот здесь мне непонятно - может ли ребенок оценить переживания взрослого (писателя!) по поводу зависти его коллег, кляуз и так далее, что особенно ярко проявляется в “Сказке о рыбаках и рыбках”. Кто рыбак, а кто рыбка? Осознает ли это ребенок или для него последние повести станут разочарованием, так как здесь уже меньше кристалла и путешествий по мирам, а больше взрослого дядьки, которого достали все вокруг? Интересно, а как дела были у Крапивина с женой? Если бы я была его жена, то развелась бы с ним еще во время “Гуси-гуси-га-га-га”, а потом еще бы и в морду ему плюнула после “Лоцмана”.
Ну а теперь перейдем к во-вторых. Крапивин умудряется на первый план почти везде вывести героев-нытиков. Прям все их шпыняют, они такие бедные-несчастные (но благородные!). Да, такие люди есть и они вполне могут быть героями, но не каждого рассказа в сборнике, иначе он превращается в кто кого перещеголяет в своей ущербности. А что если я умная, красивая и смелая, я не могу путешествовать по мирам? Обязательно надо стать местной игрушкой для битья, чтобы его величество звезда Яшка решил стать моим другом? Хотя я вот так выпендриваюсь, но история про Яшку мне понравилась больше всего, но это скорее не благодаря автору, а вопреки ему, потому что такая прекрасная повесть о послевоенном времени, о поиске себя и постоянном страхе была испоганена гребаной фантастикой! Но тут я закрыла глаза и представила, что этого в книге не было, что Яшка никакая не звезда (это как выдумать новую концовку Декстера, до сих пор не могу прийти в себя, когда осознаю, кого убили в последних сериях, поэтому придумала себе другие последние серии и живу с этим).
В-третьих, плавно вытекает из воспоминаний о Декстере. В последней повести стареющий писатель встречается с мальчиком и тот у него спрашивает, а вот в твоей книге-то было это или нет? И писатель ему говорит, а это уж как ты решишь. То есть, по сути теория Декстера (назовем ее так) имеет право существовать, если бы не одно но - когда читаешь весь сборник подряд, то не можешь ты уже никаких теорий строить, там тебе все четко в следующих рассказах пишут, чтобы ты не смел фантазировать, будет, как автор скажет. И это меня расстроило (как будто было что-то, что меня порадовало).
Ну а если подвести итог, то я бы хотела завтра проснуться и навсегда забыть это чУдное произведение.
Не, Оксана, у Крапивина есть две повести, которые детям таки можно порекомендовать - Мальчик со шпагой и Мушкетер и фея
Там, конечно, как во всем советском творчестве, дофига совдеповского пафоса, но он все же не раздражающий, а темы в книгах хорошие, реализованы для 8-10-леток тоже качественно. И это вообще не фантастика, реальная бытовая жизнь пацанят.
Есть и еще парочка у него книжек на уровне "пойдет". А вот остальное - да, полный укур с подтекстом "как тогда было лучше".
Жена у него есть, с 1964 года в браке (ого-го), но мировоззрение у дядечки таки "не мое", поэтому все, что читал после 12 лет - не заходило. А вот в младших классах вышеперечисленное - на ура. Я даже им по 10 на этом сайте поставил, по старым эмоциям))
@neveroff, а он сегодня умер, кстати (
@neveroff, он просто про жену в этих рассказах писал типа она мне чужая, как мы прожили вместе и тд, и судя по тому, что в книгах много его жизни (как мне показалось), мне показалост, что и про жену он писал от себя
@loki, да, как-то нехорошо получилось - критиковать в день смерти. С другой стороны, если брать полную версию знаменитой фразы, то "О мертвых или хорошо, или ничего кроме правды". Так что все нормально...
Я не знаю как у него там было с женой, но раз человек до глубокой старости предпочитал проводить все свободное время с чужими детьми (организовывал всякие а-ля моряцкие секции и т.д.), а не с семьей, то наверное да, что-то автобиографичное в этом может быть.
@neveroff, @loki, Плюсуюсь к Мущкетеру и фее, а ещё мне нравились Три повести о Джонни Воробьеве и Голубятня на желтой поляне. Но я их читала лет в 10-12, ещё при совке, так что я была правильной целевой аудиторией) Ещё был какой-то Болтик, прочитанный в то же время, там было уже как-то нудновато
@neveroff, @loki, а ещё на тему детских книг и совка, вот прочитайте кто-нибудь Президент Каменного острова и его продолжение Президент не уходит в отставку , прям вот прошу) Я в детстве зачитала их до дыр, мне интересно, как это смотрится во взрослом состоянии и вне совка. Я перечитывать боюсь, вдруг детские впечатления убью)
@bedda, судя по рецензиям хорошо читается и во взрослом возрасте. Важно же КАК написано, а не о чем
Как-нибудь прочту, раньше о ней не слышал. Но попозже - сейчас у меня явный антисоветский период. Нельзя чтобы из-за этого хорошая книга пострадала.
@bedda, я пока к детским не готова притрагиваться на фоне этой книги, но я запомню. посмотрела аннотацию, она понравилась
@neveroff,
"- Ты превращаешься в женщину!
- Вовсе нет! Не говори так, я обижусь.
- Так ты обижен? Что я такого сказал?
- Важно не ЧТО ты сказал, а КАК... О боже! Я женщина!")))
Все-таки я за то, чтобы и КАК, и о ЧЕМ)
@nikfrock, всё-таки КАК важнее: сказал бы он в первой фразе "не веди себя как баба", смысл тот же и никакой истерики. Хоть и заслуженно смешной)