Рецензия на книгу Сильмариллион от lienin

Для тех, кто читал Мабиногион (сборник валлийских легенд примерно 10-12 веков составления) вникнуть в Сильмариллион не проблема. Топорность повествования, обилие имен и географических названий на страницу текста, это роднит стилистику Сильмариллиона с валлийскими легендами. Лично я нахожу такую стилизацию потрясающей, поскольку она позволяет погрузиться в атмосферу легенды с головой и поверить, что держишь в руках и читаешь действительно что-то древнее, монументальное. Веришь, что все это было, как маленький ребенок 10 века.
Сильмариллион для Средиземья все же скорее Мабиногион, нежели Библия, поскольку не содержит необходимого уровня взаимодействия Бога (Эру) с обитателями Арды (я про наставления, законы, да и храмов Эру и Валар явно не строили). Читая просто поражаешься, как скрупулёзно Толкин прорабатывал мифологию своего мира, где важна каждая деталь и во всем есть смысл.
Труд Толкина действительно впечатляющ. Сильмариллион затрагивает все или почти все распространенные темы мифов. От создания мира, падения одного из богов и битвы богов до странствия "поди туда не знаю куда" и инцеста по незнанию. Силы зла злы и воплощают чистый Хаос, силы добра получают за свою доброту по голове. После прочтения Сильмариллиона заявления об исключительной эльфийской доброте начинают вызывать смех.
Большая часть книги наглядно демонстрирует, куда приводит гордыня. Из-за неё пострадали Мелькор, Феанор с сыновьями, Тингол и прорва других персонажей. Всевозможные страсти тут как раз выступают двигателем сюжетов, но гордыня из всех них абсолютный лидер.
Эту книгу трудно читать сразу после Хоббита или Властелина Колец, особенно не имея опыта чтения подобной литературы, настолько она другая. Однако я считаю, что это стоящая вещь и читать ее интересно как минимум как отличный образец синтетического эпоса, а не только историю Средиземья.