Рецензия на книгу Станция на пути туда, где лучше от neveroff
Сложная книга. Из тех, которые воспринимаются гораздо лучше, когда попадают к тебе вовремя. В моем случае - после лживо-примитивной Выбор Софи роман Бенджамина Вуда дополнительно блистал искренним желанием ребенка понять и простить своего отца.
12-летний Дэниэл живет с мамой на юге Британии. Он замкнут в себе, сосредоточен на книгах и кино. Точнее на одном конкретном сериале "Кудесница". А причина вовсе не в киношке - к съемках этой картины имеет отношение его отец Фрэнсис. Уже не живущий в семье. И по которому, конечно, Дэн скучает. И верит каждому оптимистичному обману из уст папочки. Или заставляет себя верить. Что не удивительно - по-моему Фрэнсис и сам верит во всю свою пургу.
Однажды мальчик с отцом уезжает в Лидс, чтобы посмотреть на киностудию, где снимается его любимый сериал. И нам тут же дают по башке фразой о том, что эта поездка полностью изменит жизнь Дэна. О, еще как изменит... Таки полностью...
Роман построен не совсем обычно. Здесь использован тот же прием, что у Бакмана в Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения и у Кинга в Мизери. Т.е. реальные события чередуются с вымыслом. В "Бабушке" это были сказки, рассказанные героине-внучке. В "Мизери" - главы романа, которые пишет герой-писатель. Здесь - аудиокнига по мотивам сериала "Кудесница", которую постоянно слушает юный герой. И эта фантастическая история о странной инопланетянке и спасенном ею мальчике напрямую связана с отношениями отца и сына. Перекликается или выступает метафорой - как угодно.
Кроме того, мы, как читатели, находимся в будущем времени ко всему происходящему, т.к. уже взрослый Дэн начитывает свои воспоминания о тех событиях на диктофон. Таким образом, перед нами не одно время, не одна фабула, но одна страшная трагедия.
И еще одна особенность этой психологической драмы - в ней крайне мало психологии персонажей. Не от недостатка знаний автора, а из-за того, что 12-летний пацан просто не способен был оценить намеков и недомолвок. Понять где истинное человеческое "я", а где маска. И плюс на воспоминания накладываются личные фантазии, с годами ставшими настолько похожими на реальность, что пойди разберись - что Дэн видел/слышал, а что - придумал сам.
Про свои эмоции в данном случае говорить трудно. Такая книга не вызывает каких-то фантанов или всплесков эмоций. Ощущение скорее одно - страх. С разными оттенками, но все равно - страх. Читая произведение ощущал себя ребенком, который идет по краю обрыва с завязанными глазами. Каждую секунду ждешь этого ужаса, когда земля оборвется и ты рухнешь в неизвестность. А все мечты, надежды, привычный мир, близкие люди, всё то, к чему успел привязаться за 12 лет останутся где-то там - далеко и высоко. В прошлом.
Больнее всего - когда разрушают доверие. Надеешься, что не случится такого, повезет, обойдется. Ты ведь ребенок, тебе положено верить в невероятное и невозможное. Надеешься. Но все-равно предчувствуешь беду. Только не подозреваешь о ее масштабах.
И как с этим жить дальше?
Мальчик не просто сторонний наблюдатель страшного происшествия. Он и свидетель, и жертва, и в какой-то степени - соучастник преступления. Не представляю как взрослеющему человечку удалось справиться с дикой психологической травмой. Вернее, уже знаю - он объясняет это (диктофон, помните?), но это особенный мальчик, раз смог. Не просто пережить, а еще и попытаться проанализировать, попытаться разобраться в причинах. И поиски ответов Дэна во взрослом возрасте показывают насколько же он глубокий человек. Потому что ему эти ответы уже не нужны. Но могут понадобиться кому-то другому. И ради этого другого...
#Добро2_1курс (Список 3. Надежда)
Уже вторая рецензия убеждает меня прочитать книгу. Немного только настораживает страх и ребенок в сюжете.
@ekaterin_a, Ребенок и его страх - это фундамент книги. лучше сразу настройся, что это будет.
Ну и не стоит забывать, что Марьяна и Рина - девушки с хорошим вкусом и им не зашло. Вполне вероятно, что книге нужен правильный настрой, а именно - быть готовым занырнуть в чужую душу.