Рецензия на книгу Джеймс Миранда Барри от Tatihimikosan
#зло2_3курс Не сотвори себе кумира. Книги о реальных людях или условно реальные истории
«Что напишут на наших могилах, солдат? Что скажут про нашу жизнь?»
Историю доктора Барри я вкратце уже знала. Еще пару лет назад, прочитав статью об этом удивительном человеке, я подумала, что эта история просто просится для книги или фильма. Но тогда же и подумала, что это будет чертовски трудно. Что можно рассказать о человеке, который всю жизнь прожил, застегнувшись на все пуговицы? С одной стороны, большая свобода для фантазии, но с другой тот факт, что лучшие книги все же написаны о том, что писатель мог сам прочувствовать. В итоге и книга получилась какая-то очень безэмоциональная и частенько читать было откровенно скучно. Я словно попала на спектакль, где превосходные исторические декорации (надо отдать должное писательнице – над погружением в эпоху и места действия она хорошо поработала), красивые и характерные актеры дополняют друг друга (много интересных персонажей, но, увы, они как-то сумбурно появляются и исчезают, зачастую совершенно непонятно зачем вообще появившись в тексте), но не хватает волшебства диалогов и сцен действия. И в итоге ты сидишь и хлопаешь, потому что понимаешь, скольких усилий стоил этот спектакль, но никому из друзей его не посоветуешь.
Самая интересная часть книги, на мой взгляд, это годы Барри в колониях. Хотя и такой благодатный материал как колониальная жизнь, эпидемии холеры и желтой лихорадки, борьба с чиновниками и восстание рабов на Ямайке, все равно вышел каким-то очень скупо описанным. Зато тратится просто невообразимое количество букв на описание того, кто и как поднимался по тропинке к дому Барри, и вообще всяческих описаний - бугенвилия там, бугенвилия сям. Я бы хотела больше текста о работе больниц, о борьбе с эпидемиями и прочем. Книга, мне кажется, написана с претензией на какую-либо премию. Она словно длинное-длинное рассуждение о том, что есть свобода, что есть пол и насколько сильно влияет на нас гендерная социализация. И, словно этого было мало, писательница добавила сюда еще и немного размышлений о художниках, театрах и не очень красивой изнанке их жизни. В тексте много вставленных отсылок и прямых цитат Шекспира и Китса. Отсылка к театру понятна – все герои книги играют свои социальные роли, не только Барри вынужден притворяться не тем, что он есть. Но все же, мне кажется, все это только утяжелило и без того не самую легкую книгу – слишком много всего, но при этом ни одна тема не раскрыта нормально, я бы предпочла прочесть отдельные книги о художнике Барри, о враче Барри, об актрисе Алисе Джонс, а не это сложное блюдо, которое до сих пор не могу переварить. Рекомендовать не могу, хотя и не жалею, что прочла.