Рецензия на книгу Южнорусское Овчарово от alyonaivanishko
Если вы знакомы с проектом textus – сборниками рассказов, составителем которых является Макс Фрай, и они вам по душе, то и этот автор вам почти гарантированно понравится, ведь она не раз в них публиковалась.
Забавно, что с проектом я познакомилась случайно – получила несколько лет назад в подарок очень желанную тогда Так не бывает, и, прочитав пару рассказов и поплевавшись на «всё не то и все не те», выяснила, что Макс Фрай не автор, а только лишь составитель. Автором одного из тех рассказов, что я прочла, была как раз Лора Белоиван, и я очень рада, что это выяснилось ближе к концу книги, и я смогла оценить автора без привязки к прошлым разочарованиям.
***
Первое, что нужно знать об этой книге – это авторский сборник рассказов [а точнее, если я правильно поняла, опубликованное тематическое собрание постов на ЖЖ], объединённых одной темой – они все про Южнорусское Овчарово, и они все в одном стиле, который можно назвать магическим реализмом.
Само Южнорусское Овчарово – это выдуманная деревня в часе езды от Владивостока, которая с первых рассказов неплохо так разрослась от места, где на десяток дворов у людей даже с электричеством непонимания, до сравнительно крупного населённого пункта, где уже и не все соседи друг друга знают.
И главная магия идёт именно от места действия – с трёх сторон вода, с одной лес, в деревню, не зная дороги, добраться можно только положившись на интуицию, ну или на помощь местных жителей. Там же достаточно обыденным явлением являются такие простые и почти объяснимые вещи, как подводные лодки в поле или сады папайи. И там же совершенно нормально люди живут бок о бок с мертвецами, топят дома тьмой, выхаживают русалок…
В меньшей степени эту самую магию подхватывают люди. Здесь не слишком много персонажей, которые, как я люблю, имеют со вселенной особый договор – то есть являются непосредственно сотворцами этого магического реализма. Главные герои, городские, недавно туда переехавшие, всего лишь играют по правилам ситуаций, в которых оказываются, или и вовсе просто наблюдатели.
Не хватило мне и погружения в магическую часть этого реализма, причём довольно сильно. Хотелось наложить сюр более плотным слоем – раскрутить фантазию не только в бытовом сюжетном смысле, но и предметно – подробнее про начало, причины, легенды, а не парой фраз. В первом рассказе, где получают электричество из тьмы, всё вышло достойно, но в большинстве у нас просто есть вводные, а дальше герои пытаются с ними жить, например, ходят и думают, какую же работу дать мертвецам, чтобы те не тосковали.
Ну а самое главное, за всем этим житьём-бытьём и дальневосточным сюром почти ничего не скрывается. Та же Макс Фрай, с чьими Сказками старого Вильнюса очень много идейных пересечений, так или иначе пишет про жизнь, развивает некие темы, и даже в зарисовках всегда проскакивает какая-то ключевая мысль, посыл, мораль, если хотите.
Здесь же рассказы от слова «рассказывать». Да, истории можно назвать интересными, да, образ мысли автора и её управление слогом действительно хороши, но эта самая пресловутая мораль, если и проглядывалась, была какая-то нежизнеспособная.
В общем, мне опять не хватило. Потенциал очень высокий, но всё опять упирается в пример Макса Фрая, чьи Сказки старого Вильнюса на голову выше, и сразу становится видно, где не дотянул автор.
Всегда Ваш,
Алён
#полуночный_экспресс
Прямо зачиталась рецензией) Подумала, что до такой деревни хорошо добираться электричкой Москва-Петушки)
@bedda, спасибо))
Ох, а младенцев то, знающих букву Ю и не хватало)) и шикарных коктейлей нам не подавали))
Вообще у Венечки всё гораздо закрученнее, он у меня в той части, где Пелевин стоит)) а эта где-то ближе к Максу Фрай всё-таки))
@alyonaivanishko, я вообще-то с таким жанром не очень дружу, думаю, что твой рассказ о книге мне было интереснее читать, чем саму книгу) Венечка - это исключение, от современных российских авторов я как черт от ладана)
Ну вот и тем более, раз сказки Вильнюса лучше, то это читать не буду :)
@bedda, если откровенно, то книга точно не лучший образец жанра) советовать могу только поклонникам текстус)
@rina_rot, да я сразу сказала, что ты видела круче и не нужен тебе этот недосюр)) (а слово это в рецензию так и встало, так что пока будет болтаться в неизданном :D)
кому-то много сюра, а Алене как всегда - дайте мне большеееее!)))
@chupacabra, да потому что ни туда и ни сюда :D
Ну и я брала книгу именно из желания погрузиться в сюр))
Я нашла человека, которому нравится сюр! И которому хочется ещё...
Читая Вашу рецензию была от этого в лёгком шоке, но видимо каждому своё) Теперь буду знать, что есть те, кому нравится)
@7admeta7, ну если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно))
Вот теперь даже не знаю, Макса Фрая я не особенно люблю по тому, как он выстраивает логику мира и по факту лелеет ГГ, но не читала его Сказки. И вот если что у Фрая, что здесь нет ярко выраженных главных героев, то пожалуй хочу прочитать обе книги
@kupalinka, а что вы у Фрая читали? Звучит как первый цикл про Ехо))
@alyonaivanishko, не знаю, первый или нет, с десяток книг примерно, если не больше. Я запойный читатель, пока серия не закончится или я не закончусь. Но даже этой черты мне не хватило, чтобы пережить что накопилось под впечатлением. Еще какую-то книгу начинала не из серии, но не пошло, не помню что, но точно не Вильнюс - на тот момент я планировала напосещать Вильнюс в достаточном количестве, а уже потом читать Сказки.
@kupalinka, просто Сказки старого Вильнюса, как раз из-за малой формы, не провисают по героям и сюжету и ну оооооочень волшебные, если прочитать несколько сразу, прямо слипнется))
А с самим Вильнюсом у меня наоборот - после сказок в него поехала, и это было потрясающе)) город мне признался в любви прямо так, как Макс Фрай описывала))
В про эту книгу.. ничего не буду советовать, тут сами решайте)) с Максом Фраем пересечения только идейные - малая форма, город в главной роли.. исполнение очень разное
@alyonaivanishko, в любом случае спасибо за разъяснения Сказки, Вильнюс нравится, поеду туда еще раз, пожалуй там и прочту.