Рецензия на книгу Как работает музыка от Reznor

Музыка всегда занимала огромную часть моего сердца. В юношестве, когда мои музыкальные предпочтения только начинали формироваться, в моем плейлисте были такие популярные группы как Red Hot Chili Peppers, Nirvana, Metallica, Oasis. В экспериментальную музыку Talking Heads, с их фанковой «физкультурой», я тогда совсем не врубался, для меня они были группой одного хита – Psycho Killer, а их солист – Дэвид Бирн, хоть и называл себя панком, совсем не выглядел как ребята из Sex Pistols, а скорее походил на интеллектуала-задрота. По прошествии времени, конечно понимаю, что быть одновременно и задротом, и панком – это вполне по силам, а после вдумчивого прослушивания альбомов Talking Heads меня даже пробрало.
И вот этот стареющий гик написал очень важную книгу. Любой смысл, который можно вложить в три слова «как», «работает», «музыка» был вложен Бирном в содержание. Имея огромный творческий опыт за плечами, фронтмен Talking Heads по сути создаёт субъективную инструкцию по восприятию и продвижению музыки в массы, рассматривая эти вопросы с разных сторон и на разных уровнях.
История записи и воспроизведения музыки: от изобретений Томаса Эдисона до iTunes и Pro Tools, обсуждение экономических подводных камней при взаимодействии с мейджор лейблами, рекомендации по обустройству клубных площадок для поиска идеального живого звука и лучшей атмосферы (на примере легендарного нью-йоркского CBGB), секреты студийной записи, хроника создания музыкальных инструментов: от гитар Rickenbacker до русского терменвокса, мотивация на поиск собственного музыкального звучания путём различных экспериментов – это лишь малая часть того, что удалось Бирну впихнуть в 400 страниц своего издания. Всё расписано максимально прозрачно, подкреплено фактами, примерами и исторической справкой.
Дополнительная прелесть книги в том, что её можно начать читать с середины, или с конца, или просто листать главы в разнобой, и эта нелинейность ни в коем случае не в минус. Каждая глава – это отдельное произведение, а понять о чём в ней написано и интересно ли это читать можно уже с первых предложений.
Единственным минусом для меня явилось обилие технических музыкальных терминов и периодические философские погружения на дно темы – в такие моменты читать становилось сложнее.
Кроме теории музыки и многочисленных прикладных вопросов, Бирн освещает историю собственного успеха, как в составе Talking Heads, так и после распада группы, объясняя, что конкретно повлияло на создание его самых успешных лонгплеев и отдельных хитов. Поэтому непосредственно фанатам Talking Heads, да и в целом, людям, неравнодушным к экспериментальной американской музыке 70-х, читать будет интересней вдвойне.
P.S. Естественно, лучшим саундтреком к этой книге будет музыка её автора.
Что послушать у Дэвида Бирна:
Talking Heads: альбомы «Talking Heads: 77», «Remain in Light», «Speaking in Tongues». Совместные альбомы с Брайаном Ино – «My Life In The Bush Of Ghosts», «Everything That Happens Will Happen Today». Совместный альбом с St. Vincent – «Love This Giant».
P.P.S. Ладно-ладно, послушайте хотя бы песню Psycho Killer, она классная.
#БК_2021 (11. Книга, написанная известным человеком)