Рецензия на книгу Портрет мужчины в красном от mariabobrova

Джулиан Барнс для меня удивительный писатель. Мне настолько понравилось его https://Предчувствие конца, что я начала скупать все его книги. А когда поняла, что несколько его работ, в том числе Портрет мужчины в красном, напрямую связаны с изобразительным искусством, я уже и вовсе не могла устоять. Подвернулась тема в игре, и рука сразу потянулась к этому шедевру.
В первую очередь стоит сказать, что книга написана в очень интересном жанре, я бы его описала как историческо-биографичный роман-путеводитель по Belle Époque, одной из самых ярких и противоречивых эпох мировой истории. Красная линия этого произведения - это биография Самюэля Поцци, французского доктора (гения, миллиардера, плейбоя, филантропа), известный не только своими прогрессивными взглядами в области медицины и любовными похождениями, но и как утонченный аристократ с полотен Сарджента. Но доктором ой как не ограничивается повествование, здесь очень много известных и очень известных имен музыкантов, художников, писателей, политиков, аристократов, их много, но они все связаны, в этом я нашла для себя особую прелесть. Повествование, мягко говоря, нелинейное, более того, автор снова и снова возвращается к одному и тому же фрагменту жизни доктора Поцци, чтобы раскрыть момент наиболее полно, с учетом новых подробностей жизни толпы аристократов. Помимо разбора психологического портрета типичного денди Прекрасной эпохи, автор затрагивает множество тем, в том числе развитие медицины, работы Дарвина, политические распри и судебные дела (да и устройство судебной системы в целом), причины и поводы крупных войн. Конечно же, большая часть посвящена искусству, кто, как и кого задел через свои заметки, романы или памфлеты, как стрелялись из-за неосторожного и недвусмысленного словесного портрета графа или князя, как становились фаворитами и как рушились человеческие жизни из-за брошенного слова или непринятого приглашения. Полная картина эпохи складывается в том числе за счет разбора шедевров изобразительного искусства, которые передают всю многогранность и противоречивость того времени. Автор не только разбирает картины и фотографии с точки зрения искусствоведа, но и приводит свои рассуждения, порой очень ироничные, по поводу личности изображаемого или по поводу отношений между художником и натурщиком.
Произведение наполнено множеством отсылок, переплетений, каких-то интересностей. Для кого-то будет минусом, а для кого-то плюсом, что, приступая к этой книге, надо быть довольно хорошо подкованным в очень разных сферах, как минимум читать и знать кто такой Оскар Уайлд или Марсель Пруст, как максимум помнить имена и сплетение родословных королевских семей Европы (мне, хоть и редко, кое-кого приходилось гуглить). Но это не только не оттолкнуло от содержания, а еще больше увлекало, поскольку Барнс очень легко и изящно ведет читателя по истории и безумно интересно рассказывает.
Конечно, книгу я не могу порекомендовать всем и каждому, но если вы осмелитесь за нее взяться, она доставит вам безумное удовольствие. Особенно рекомендую печатное издание - очень красивая книга с множеством очень качественных иллюстраций.
#полуночный_экспресс (В названии книги что-то связанное с искусством)
Я после прочтения бегом кинулась читать роман «Наоборот») Теперь ещё и Пруста купила в бумаге. И даже была мысль почитать дневники Гонкуров) Шикарный роман получился у Барнса.
@bedda, те же самые мысли) И как впечатления от "Наоборот"?
@mariabobrova, если читать сразу после Барнса, то нормально, потому что ищешь параллели с книгой, все ещё свежо в памяти и одно дополняет другое. Если бы я стала его читать просто так, то он потерял бы половину своей прелести, потому что как роман довольно специфичен. Мало действия, больше рассуждений и там тоже упоминается огромное количество писателей, книг и пр.
@bedda, понятно, спасибо) Надеюсь, запал не растеряю))
Мне кажется, мне её уже рекомендовали в этой игре... Да, после "Предчувствия конца". После вашей рецензии очень захотелось прочитать, спасибо)
@7admeta7, а предчувствие конца как раз я в списки и предложила, прям настроение под Барнса)
@mariabobrova, спасибо) Было интересно, хоть и не всё понятно и принято лично мной. Но вот даже захотелось продолжить знакомство)
То, что большая часть посвящена искусству, это подкупает меня. Но, судя по рецензии, книга большая?)
@rina_rot, совсем нет, около 320 печатных страниц с огромными отступами и множеством иллюстраций. Она просто очень насыщенная, без воды)
А насколько сюжет или какие-то описания отходят от действительности? Временами такие произведения немного грешат этим, а я не всегда адаптивная настолько, чтобы спокойно это принять. Но рецензия зацепила, так что любопытно уже как минимум.
@kupalinka, не могу ручаться за все события в книге, но в тех, про которые я хорошо знала, противоречий не нашла. Автор сам несколько раз подчеркивает, что многие данные из уст биографов, которые не были в гуще событий, а собирали свои домыслы по отрывкам писем и сплетен. Но у меня никакого диссонанса не было, хотя тоже щепетильна в данном вопросе)
@kupalinka, не могу ручаться за все события в книге, но в тех, про которые я хорошо знала, противоречий не нашла. Автор сам несколько раз подчеркивает, что многие данные из уст биографов, которые не были в гуще событий, а собирали свои домыслы по отрывкам писем и сплетен. Но у меня никакого диссонанса не было, хотя тоже щепетильна в данном вопросе)