Рецензия на книгу Из Африки от sasha.goretskaya
Прежде всего, это – не нечто единое, не роман, это – сборник воспоминаний, приведенных в относительную хронологическую последовательность. Есть здесь множество персонажей-туземцев, некоторое количество местных особенностей и обычаев, описания африканских пейзажей и рассказы о происшествиях, трагических и не очень, случившихся с героиней, ее слугами, друзьями и соседями. Как и во многих дневниковых записях, среди разрозненных наблюдений и памятных случаев встречаются размышления о вечном, поиски закономерностей и попытки обобщений. И, как во все тех же дневниках, эти рассуждения выглядят довольно простецкими, словно вывод в сочинении выпускника, не хватает в них легкости и естественности переходов. Зарисовки об Африке – в наличии, а вот единства образа и законченного произведения не получилось. Поэтому, даже при наличии связующих персонажей, при прочтении книга может распадаться на самостоятельные фрагменты.
Собственно, некоторая разъединенность текста и отсутствие изящности в изложении – единственные недостатки, которые стоит отметить. Их с лихвой перевешивают неоспоримые достоинства, так что книгу читать можно и нужно. Помимо образов старой Кении, книга наполнена информацией о той части человеческой цивилизации, которая для массового европейского сознания до сих пор остается странной и в какой-то степени непостижимой. Позиция автора по этому вопросу проста и вместе с тем мудра: если понять местный образ мысли невозможно, то нужно его принять, вместо того, чтобы осуждать или пытаться изменить под себя. Автор – подданная Дании, владелица фермы в плоскогорьях Кении. На ее земле живут представители племени кикуйю, они работают на кофейной плантации, из них хозяйка участка набирает домашнюю обслугу, с их, таким непохожим, восприятием жизни, она сталкивается и учится смотреть на мир их глазами.
Карен Бликсен описывает Кению двадцатых-тридцатых годов прошлого века. Найроби тогда – небольшой городишко, где центральные кварталы занимала колониальная администрация, дороги – пыльные колеи, по которым волы тянут упряжки, а самое волнующее событие – участие местного воинского континента в столкновениях с немцами во время Первой мировой. Мир, который остался только на выцветших фотографиях и уже тогда начал безвозвратно меняться, к сожалению автора и ее друзей-колониалистов, владельцев ферм, дельцов и богатых бездельников. В советском прошлом их однозначно назвали бы угнетателями, сейчас же, познакомившись с их точкой зрения, видишь и их наивную уверенность в правомерности колониального режима, и преклонение перед африканской природой, и своеобразное обаяние их характеров. Мемуары насквозь пропитаны неоднозначностью. Какие-то вопросы задает автор и даже находит на них ответ, какие-то бессильным порывом воздуха уносятся в пустоту и застывают льдинками (чего стоят пассажи о несчастных фламинго и жирафах, отловленных для европейских зоопарков), какие-то сквозят сквозь строки, а какие-то задаешь уже ты.