Рецензия на книгу Бездна Челленджера от beshenaia
#буклайв_фастфуд_7
#сверхъестественый_путь
Что общего между бездной и безумием? Мне кажется, ответ довольно прост. Их объединяет бесконечность. Ни у того, ни у другого нет границ. И как бы глубоко ты в них не погрузился, не сможешь достигнуть дна.
Главный герой этой книги Кейден Босх словно создан для того, чтобы проиллюстрировать на собственном примере связь безумия и бездны. Или вернее даже так: всей бездны безумия. Я не случайно употребила слово проиллюстрировать. Ведь Кейден – юный, но уже очень талантливый художник. Да и автор совсем не случайно сделал своего героя однофамильцем знаменитого Иеронима Босха (в тексте книги художник упоминается не однократно), того самого, про чьё творчество есть забавный стишок:
Если видишь на картине
Ты похмельный страшный бред:
Звери разные чудные
Тех, что не было и нет,
Много всякой разной хрени,
Словно мошки мелкой дым –
Всем понятно, без сомненья
Это Босх Иероним!
А что же наш Кейден? Поначалу он кажется самым обычным подростком. Любит младшую сестрёнку, общается с приятелями, ходит в школу, иногда ссорится с родителями, рисует. Но потом в один совсем не прекрасный миг в нём словно что-то ломается. И Кейден в одной из граней собственного разума начинает мчаться на странном корабле прямиком к самой глубокой точке Мариинской впадине, к той самой бездне Челленджера. Вот он простой подросток, гуляющий по городу, а уже через миг становится одним из матросов, перебегающих с борта на борт, чтобы спасти корабль от качки.
Да, этот самый корабль и его персонажи словно сошли с картин Иеронима Босха. В начале всё кажется чистым безумием. Но стоит лишь немного присмотреться, и постепенно перед тобой начнёт раскрываться суть картины, являя связи и параллели совершенно не заметные в самом начале и абсолютно очевидные в финале повествования. Уборщик, штурман, бармен в вороньем гнезде, даже носовая скульптура – каждый имеет свой прототип в реальной жизни.
Особенно хорош капитан корабля с попугаем на плече. Его образ можно разбирать бесконечно долго. Он изрекает афоризмы, постоянно задаёт вопросы, на которые не существует ответа, вступает в противоборство с главным героем и попугаем (своим альтер эго), словом, делает всё, чтобы погрузить читателя в бездну, а, может быть, чтобы помочь как можно быстрее выбраться из неё.
Я не знаю, как правильно надо было читать эту книгу: глотать запоем или вдумчиво преодолевать в неспешном ритме страницу за страницей. Любой из этих двух подходов мне кажется несовершенным. В одном случае велик риск в погоне за скоростью упустить много ценного, а в другом – не заметить большинство связей и параллелей, обволакивающих книгу. В любом случае читать эту книгу непременно стоит. Ведь только так можно очутиться за гранью разума, погрузиться в самого себя и хоть на миг заглянуть в бездну. Только не следует забывать одно очень важное правило: если долго смотреть в бездну, бездна непременно заглянет и в вас...