Рецензия на книгу Петля от Reznor
Пожалуй, не лучшая книга для первого знакомства с автором. Мало того, что «Петля» почти полностью состоит из автобиографических произведений Сенчина – писателя, о котором я слышал лишь по верхам, так ещё и подбор рассказов для одного цельного сборника, по-моему, весьма спорный.
Написана книга так, как будто её написал мой лучший друг, моя жена или, может, я сам. Автор без труда чувствует своего читателя, чувствует ритм повествования, мастерски владеет русским словом. Автобиографии я не люблю. Автобиографии людей, о которых я ничего почти не знаю – тем более. Но тут погрузился и завяз. И вроде знакомый жанр, например, Алёхин так пишет, Лимонов писал. Да даже Довлатов местами. Но по впечатлениям, все они, извините уж, – косноязычные подражатели. Так я думал в первый день чтения, когда, к собственному поражению и удовольствию, уже успел преодолеть половину сборника. Всё шло как надо – депрессивная уральская проза, социально-бытовые проблемы, которые касаются каждого. Правда-матка жизни. Впереди поджидал рассказ «В залипе»…
Как здесь оказался этот рассказ, состоящий из бесконечных сносок из Википедии – будто я сам не могу её открыть и прочитать всё, что мне нужно. И я прямо вижу, как неестественно автор вставляет в Word куски скопированного текста веб-страниц, которые когда-то может и посещал. Новости футбольных еврокубков, которые были актуальны год-два назад – это для рассказа, который должен остаться в летах? Натужное хвастовство то тем, что у него есть макбук, то тем, что живёт на 21 этаже новостроя. Кажется, Сенчин, как-то так и написал, мол, живу высоко, чувствую себя выше других. Мне вот обидно стало, ведь я живу на первом. Очень спорное произведение. Copy-Paste. А ведь в заглавии было написано, что меня ждёт «художественно-просветительское повествование». Просветиться не получилось.
Не менее спорным мне кажется заглавный рассказ «Петля». Здесь вовсе представлена история журналиста Аркадия Бабченко, который как-то раз сымитировал собственную смерть. По ощущениям, года три назад его лицо мелькало буквально везде. Кто предателем его тогда называл, кто жертвой режима. Сейчас, если бы не этот рассказ, то и не вспомнил бы о нём. Не знаю зачем, но Сенчину Аркадий Бабченко зачем-то понадобился.
Конец сборника был похож на начало – всё те же живые рассказы на остросоциальные темы. Вроде бы рядовые истории, но читаются на одном дыхании, да и в памяти оседают. А что ещё нужно?
Середина для меня совсем выпала. А так было бы 10/10.