Рецензия на книгу Бедная мисс Финч от beshenaia
Чем дольше читаю книги Уилки Коллинза, тем труднее они мне даются. Такое чувство, что я большую часть времени не читаю, а мучаю и их, и себя саму. Но самое удивительное в этой истории то, что я не могу сказать, что книги эти мне не нравятся. Есть в них определённое очарование, постоянно подогревающее к ним интерес. Скорее, просто их содержание и течение событий сильно отличаются от того, что требует мой организм прямо сейчас. Словно мне хочется чего-нибудь остренького, а мне предлагают лишь приторно-сладкое.
А что же сама книга? Не могу сказать, что она чем-то выделяется на фоне всех остальных книг автора. (Здесь мне хотелось бы вынести за рамки «всех остальных книг» «Женщину в белом» и «Лунный камень», но мне всё настойчивей кажется, что понравились они мне сильнее лишь потому, что прочитаны были раньше прочих.) Персонажи абсолютно типичны для автора. Женщины в большинстве своём добродетельны до безобразия, либо представляют собой карикатурные образы на ярких представителей общества тех времён. Впрочем, то же самое можно сказать и об образах мужских, правда, с одной существенной оговоркой: до чего же они здесь любят ныть и страдать!
Единственный яркий и самобытный образ, который выделяется во всём романе, – это образ госпожи Пратолунго, вдовы южно-американского доктора и революционера по совместительству, за действиями и мыслями которой следить было одно удовольствие. Она добра, деятельна, активна, а кроме того, регулярно пытается продвигать идеи и взгляды своего покойного супруга, в которые свято и непоколебимо верит. Думаю, по силе этот персонаж мало чем уступает капитану Реджу из «Без права на наследства», а, возможно, даже превосходит его.
Что же сюжет? Он весьма любопытен, но не лишён некоей излишней театральности. Слепая, но весьма очаровательная и обеспеченная, девушка (та самая бедная мисс Финч из заглавия книги) влюбляется в одного очень достойного молодого человека по имени Оскар, у которого есть брат-близнец по имени Нюджент. Оскар отвечает девушке взаимностью, и всё дело идёт к скорой свадьбе, вот только одно печальное событие запускает цепочку событий, которые едва не приводят к трагедии. Болезнь жениха, вызванная тем самым происшествием, заставляет его начать принимать лекарство, которое плохо сказывается на его внешности. Оскар боится признаться в этом невесте и сохраняет всё в тайне в твёрдой уверенности, что она никогда не увидит его таким. Но приезд Нюджента всё меняет: мало того, что он влюбляется в невесту брата, так ещё и привозит с собой доктора, способного вернуть зрение бедной мисс Финч...
Всё это могло быть довольно занимательно, если бы не было настолько предсказуемо. Постоянные недомолвки и секреты всё время усложняют дело, которое могло быть разрешено практически в самом начале повествования одной-единственной фразой. А потом все очень долго мучаются и очень долго страдают, хотя ощущение неминуемой счастливой развязки витает в воздухе на протяжении всей книги. Да и персонажи отрицательные (если они здесь и были) либо до ужаса комичны, либо настолько благородны, что чаще терзаются муками совести, чем действуют.
В целом же могу сказать, что я не жалею о времени, затраченном на чтение книги. Но вряд ли бы хотела взяться за нечто подобное в ближайшее время.