Рецензия на книгу Но и я от alyonaivanishko
Для меня это полный стилистический провал – в истории было всё, чтобы получился глубокий роман, но выбранные инструменты решили иначе.
Прежде всего, у книги огромный потенциал – Лу Бертиньяк, девушка-подросток с IQ 160 и проблемами в социализации, заинтересовалась темой бездомных молодых женщин. Она знакомится с 18-летней бродягой Но и пытается сопереживать её судьбе – погрузиться в её проблемы, причины её текущего положения.
И из этого могло получиться что угодно – мотивационная история «из грязи в князи», современное переосмысление «На дне» Горького, драма о маленьком человеке в огромном бездушном обществе… Но получился картон, которому и не возникает мысли сопереживать. А причины этому ровно три, они тянутся друг за другом и заключаются в выбранной стилистике. Ну а я делаю соответствующие выводы о мастерстве автора.
Главная проблема книги в том, что повествование ведётся от лица 13-летней Лу, и большая часть книги становится сухим пересказом событий её жизни. Возможно, для кого-то этот манёвр сыграет в плюс и добавит ощущение личного диалога на условной кухне за условным чаем. В книге, на самом деле, много подкупающих моментов – два мира: обычный и бездомных; девочка, которая чувствует себя, опять же, не от мира сего; сопереживания, энергия, направленная на то, чтобы хоть что-то поменять; неприкрытая параллель с Маленький принц.
Для меня же это стало катастрофой – почти все сцены в книге не показаны, а рассказаны – погружения ноль. И в том числе за счёт этого каждый нарисовавшийся конфликт, а их там с десяток, перемалывается в труху, не успев толком показаться.
Примеры лежат на каждом шагу. Вот с первых же строк нам показывают, что Лу боится выступать публично и, само собой, её ждёт обязательный доклад перед всем классом. Отличный, хоть и небольшой, но конфликт. Что дальше? Нам не показывают, как Лу борется со страхом или как проходит её выступление. Нам просто говорят от первого лица, мол, я выступила, все аплодировали.
Второй конфликт, уже более масштабный, также нарисовался с первой же главы – Лу на докладе решила осветить тему молодых бездомных женщин. И сделать это не как-нибудь, а в том числе через общение с одной из них. Вот она – острая социальная проблема с громадным потенциалом. Как вы думаете, сколько диалогов с бездомной из интервью было показано? Правильно, ни одного. Обо всех трёх с половиной историях мы узнаём пересказом. И ни одна из них не касается вопроса, КАК девушки попадают на улицы, все слегка касаются жизни в этих обстоятельствах.
И так всю книгу. Лу нравится мальчик, но она стесняется с ним заговорить? Не вопрос, он сам к ней подойдёт и наладит контакт. Лу хочет, чтобы бездомная жила с ней и родителями? Не вопрос, родители и слова поперёк не скажут…
И что я в итоге получила? Историю про бездомных, в которой нет ни одного острого угла. Это было просто неинтересно. Гораздо больше занимали собственные фантазии на тему, как сочно эту историю можно было написать.
Всегда Ваш,
Алён
#школа_сменка
(Книга с обувью на обложке)
Как я тебя понимаю! У самой при прочтении последней книги появилось точно такое же желание.
@beshenaia, мне в таких случаях всегда за историю обидно - она то стоящая, но вот расскажи её по-другому..
@alyonaivanishko, да. Загубленные идеи обычно долго покоя не дают.