Рецензия на книгу Желание от sasha.goretskaya

Иногда авторы называют книгу одним словом, ёмко и по существу. И иногда бывает так, что прочитав книгу, придирчивый читатель выбирает другое слово, то, что лучше передает его отношение к содержанию, его понимание написанного. Флэнаган выбрал слово «желание», я выбираю слово «слабость».
«Желание» - второй роман Флэнагана, с которым мне привелось познакомиться. Первым стала «Узкая дорога на дальний север». «Узкую дорогу», несмотря на все шероховатости, я оценила высоко, поэтому, приступая к «Желанию», я ожидала достойного впечатления, как минимум. И я его получила, автор не подкачал. «Жалание» проще и очевиднее, начиная от манеры изложения и заканчивая идеями. Текст лаконичен и читается легко, излишних украшений и сложных оборотов нет, синтаксис привычен, а порядок слов радует глаз; повествование развертывается логично и напоминает довольно прямую, хорошо утоптанную тропу, двигаясь по которой, примерно понимаешь, что окажется в конце.
Вначале кажется, что автор перемудрил, очень уж знаменитые личности выбраны им в качестве главных героев, очень уж личные темы поднимаются и выставляются на наше обозрение не самые приглядные стороны этих людей. Однако чем дальше, тем понятнее становится при чем тут Чарльз Диккенс и Джон Франклин и почему действие происходит то в Лондоне, то на Тасмании, то еще на каком-то отдаленном острове в Южных морях.
Арктическая экспедиция адмирала Джона Франклина пропала. К Чарльзу Диккенсу приходит вдова адмирала с просьбой опровергнуть статью, в которой некий путешественник посмел утверждать, что нашел остатки экспедиции, а также свидетельства каннибализма. За несколько лет до этого упомянутый Франклин был губернатором Земли Ван-Димена (Тасмании то есть), там супруги удочерили ребенка из местных племен, Матинну. Диккенс, Франклин и Матинна и являются главными действующими лицами, странное переплетение их судеб стало основой для сюжета. Все трое ощутили на себе, что значит желание. Племена аборигенов испытали его и не смогли с ним справиться. И одного из них оно привело к счастью, а второй по сути разрушил другому человеческому существу всю жизнь. И чего стоит желания дикарей быть свободными, жить в согласии с природой и не сковывать себя рамками условностей по сравнению с желаниями завоевателей-европейцев, выражаемых словами захватить, уничтожить, убить.
История Матинны на мой взгляд самая пронзительная, от нее с самого начала веет безвыходностью, в праве решать самим племенам Австралии и Тасмании отказано.
Кажется, что тогда у большинства аборигенов просто не было шанса выжить под натиском белых.
Девочка-аборигенка стала игрушкой для четы Франклинов, игрушкой, над которой можно ставить эксперименты, которую можно оставить в брошенном доме, которую можно сломать. Поневоле задумаешься о той части истории, что не прописана в учебниках, о миллионах уничтоженных жизней, которые из безликих цифр становятся вполне осязаемыми персонажами на страницах книг, подобных этой. И уже не так остро воспринимаются истории о замерзших моряках или семейных проблемах из благополучной гордой Англии; они по крайней мере сами выбрали свой путь.
Почему же слабость? Наверное, потому, что хваленое самообладание и контроль над темными сторонами европейской души в конкретном случае оказались пустым звуком. Когда героям пришлось выбирать следовать ли желаниям, порой низменным, или остаться верными нравственным ценностям, кстати превозносимым ими самими, они пошли по пути наименьшего сопротивления – желания победили убеждения; что же это как не проявление слабости.
А Фрэнсис Крозье среди действующих лиц во время губернаторства Франклина в Австралии упоминается? Интересно, как могли бы соприкоснуться сюжеты этой книги и Террор , роман, который мне очень-очень понравился...
@masyama, эпизодически появляется такой)