Рецензия на книгу Ночь от sasha.goretskaya

Произведений о лагерях смерти много, одни из них основаны на воспоминаниях выживших, другие написаны уже их потомками, третьи – художественный вымысел. «Ночь» - далеко не первое произведение, прочитанное мной на эту тему, но оно действительно стоит особняком. Хотя, безусловно, в каждой из книг, где место действия – концентрационный лагерь, есть свои особенные черты. В данном случае я говорю скорее о впечатлении, которое оставляет после прочтения «Ночь», и том глубинном посыле, который она несет.
И во многом это впечатление создается поразительной силы образностью, которой наполнена эта небольшая, в общем-то, повесть. Если рассматривать произведения очевидцев, написанные о концлагерях или о Холокосте, то ни одно из них (разумеется, из тех, что я читала) не написано таким великолепным в своей точности, пронзительности и экспрессии языком. Эли Визель обладал ярким литературным талантом, а еще до войны он был глубоко верующим юношей, с интересом изучал священные еврейские тексты и мечтал о продолжении образования. В лагерь он попал в пятнадцать лет, видел, как уводили в газовую камеру его мать и младшую сестренку, видел, как умирал отец, измученный голодом и болезнью. С тех пор он перестал молиться Богу; с тех пор его жизнь превратилась в Ночь.
Но вернусь к тексту: его воздействие объясняется не жуткими подробностями и зверствами нацистов – мы уже много смотрели и читали об этом, - а филигранной передачей эмоций человека, оказавшегося в кошмаре. В это же время текст очень сдержан, в нем отсутствуют всякие черты мелодраматичности и пафосной драмы, он намного тоньше. Страшно представить, какое количество ломающих человека событий пережили заключенные, сколько раз в день их душа умирала, тело надламывалось, а вера истончалась. Эли Визель и не пытается описать нам все, что видел в Освенциме и Бухенвальде. Он придирчиво отбирает воспоминания, оставляя только самое важное – те моменты, которые были для него своеобразными вехами на изнуряющем пути, те, что должны остаться в памяти человечества. Из-за этого книга очень невелика, зато гармонична и целостна.
Также тщательно автор подходит к написанию пассажей-размышлений о трагических событиях, а прямого явного выражения эмоций в книге практически нет. Все, что переживает читатель – не отражение эмоций действующих лиц, а его собственные чувства, пробужденные фактами и немногими словами, которыми Эли Визель сопровождает их, словно читает запоздалую молитву по безвременно ушедшим. Краткость и одновременно ёмкость текста, его простота и вместе с тем глубина, когда самое настоящее, а потому ценное, все же остается между строк, не поражают мгновенно, зато воздействие их целенаправленно и долгосрочно.
Можно еще долго перечислять достоинства авторского стиля и стараться передать неповторимый дух книги; можно приводить цитаты и пытаться объяснить многими словами их выразительную мощь и красоту. Только неважно все это. Важно то, что Эли Визель смог создать настолько живые и правдивые образы, что и через две недели после прочтения книги, они все еще стоят перед глазами и будут стоять еще долго. Читайте, возможно, вас поразит в самое сердце не образ раздавленной скрипки, а что-то другое, ведь равнодушными книги, подобные этой, не оставляют.
#БК_2021 (Книга с полки "Хочу прочитать" человека, который расположен в рейтинге читателей после вас.)