Рецензия на книгу Лавр от amir

Люблю брать книги в библиотеках. Есть в этом какой-то шарм. Когда скачиваешь из интернета, они как будто теряют свою ценность за счёт доступности и бесплатности. Но когда ты приходишь в библиотеку, ты должен из всего многообразия книг выбрать лучшую или наиболее предпочтительную в данный период твоей жизни. А оттого и чтение такой книги становится более ценным и приятным. Но есть такие книги, которые прям навязчиво просят тебя прочитать. Даже в библиотеках. Стоя на центральных полках, повёрнутыми к тебе обложкой. И Лавр долго смотрел на меня своим зорким глазом с густыми седыми бровями, под которыми красовалась гордая надпись «ФИНАЛИСТ ПРЕМИИ БОЛЬШАЯ КНИГА». Но как правило все эти лауреаты и финалисты книжных премий не пользуются большим спросом у массового читателя. Более того, к ним даже относятся с некоторым скепсисом. Однако «Лавр» какой-то особый случай. Пусть его и осыпали “лаврами” книжных премий, но даже в андеграундных читательских кругах его творчество пользуется авторитетом. Он конечно не очень понравился некоторым псевдоинтеллектуалам, которые увидели в Водолазкине отечественного Коэльо, и жадным до экшна зумерам, которые не понимают “зачем так долго и нудно расписывать лошадей и движение каравана, можно же просто написать шо ослы медленно тащили повозки и чуваки умаялись от всей этой двежухи”. Но таков стиль автора. Стиль, который помогает погрузиться в книгу и эпоху средневековья. Это достигается не только темпом повествования, но и своеобразным миксом языков. Может кто-то слышал про теорию среднеславянского или панславянского языка, суть которого в изучении общих корней всех славянских слов, освоив которые ты сможешь отдалённо понимать и русского, и поляка, и даже македонца. Так вот, Водолазкин попытался насытить сие житие как раз таким среднеславянским языком, когда между слов “сжалихся”, “яко”, “жено” и “токмо” проскакивает родное очам и милое уху “бля”. Это довольно забавно и иногда странно. Вообще это довольно странная и необычная книга. Особенно когда из средневековья тебя резко переносят в солнечный 1977 год. Потом обратно в средневековье. А потом в 2012, где неизвестная старушка разглядывает пожелтевшую фотографию из 1951 года. Самое интересное, что эта старушка не несёт в себе совершенно никакой роли и смысла. Она не двигает сюжет и не наводит на какие-то мысли. Но как будто без неё никак. Словно она служит связующим звеном в большой истории нашей страны, в которой главную роль играют не политики и не полководцы, а простые людiе. Обратите внимание как он белозерского князя называет просто князем, а остальных людей по имени. Даже юродивого дурачка Карпа он называет по имени, а княжескую семью просто Князь и Княгиня. Но главный посыл книги не в этом, а в поиске пути. Именно в поиске пути. Не так трудно движение, как трудны именно измышления куда нужно идти и зачем. Это, казалось бы, простой вопрос, на который зачастую нет ответа у современного человека.
Послесловiе: Книга мне безумно понравилась. Такое ощущение что у неё даже нет аналогов (по крайней мере я такого не встречал). Особенно конечно трогает концовка. Чуть ли не до слёз. Читая последние главы я даже не думал, что она пробьёт меня на какие-то эмоции.