Рецензия на книгу Дальше ваш билет недействителен от beshenaia
#школа_февраль_3 (ДОП3)
#буклайв_зеркало_деньги
Мы вянем быстро – так же, как растем.
Растем в потомках, в новом урожае.
Избыток сил в наследнике твоем
Считай своим, с годами остывая.
Вот мудрости и красоты закон...
Уильям Шекспир, Сонет №11
Как же всё хорошо начиналось! А потом вдруг один сплошной облом. Нет, я сейчас не о книге говорю, а о процессе написания на неё рецензии. Вон даже какой замечательный сонет Шекспира в качестве эпиграфа припомнила. Об увядании, старении и мудром отношении к этим процессам. А вот что дальше писать – совершенно не знаю.
Хотя, это не совсем верно. Что писать-то я знаю, просто не знаю как бы поприличнее выразиться, чтобы и всю суть поднятой в книге проблемы чётко изложить, но при этом и не смутить тонкие натуры. Ведь не всегда же получается всё сказать прямым текстом. Недаром даже главный герой книги Жак, стоящий на пороге шестидесятилетия, обрисовывая возникшую у него проблему, постоянно пользуется иносказаниями.
Так, вспоминая про одного своего ровесника, говорит, что тот недавно занялся проектом выпрямления Пизанской башни, а в беседах со своей молоденькой возлюбленной Жак постоянно упоминает о неизбежности затопления Венеции и регулярно напоминает о падении Римской империи. Думаю, что ничего удивительного нет в том, что Лора (та самая возлюбленная) понимает всё буквально, в то время как Жак таким образом пытается признаться ей в надвигающемся на него мужском бессилии.
Да, да. Именно об этом и рассказывает книга. Причём написано всё настолько живо и откровенно, что в начале книги даже кажется, что она – чуть ли не автобиография автора. Ведь главный герой очень сильно похож на Гари. Он имеет отношение к миру литературы, был участником Сопротивления, получил ранения, является кавалером ордена Почётного легиона… И такая похожесть заставляет книгу играть новыми красками. Она кажется реальнее, правдивее что ли.
И тут начинаешь искренне поражаться смелости героя: мужчина откровенно признаётся в своей несостоятельности. Вот только Жак признаётся читателю, а перед Лорой продолжает строить героя, регулярно совершая подвиги мыслимые и немыслимые. И как ловко обыгрывается этот контраст – просто загляденье! Жак не привык сдаваться, он всегда и во всём борется до конца. И, наверное, им можно было бы только восхищаться, если бы не одно большое НО. В погоне за любовью физической герой постоянно забывает про душу. Жак уверен, что потеряв мужскую состоятельность, он будет жалок и не нужен никому, в том числе и любимой. Гнусная штука — оставаться молодым, к огда постарел. Жак решается на отчаянный шаг… Но ведь и любовь не привыкла сдаваться!
Финал у книги довольно оптимистичен. Но! Опять это пресловутое и надоедливое но! Когда знаешь, как окончилась жизнь самого Ромена Гари, смотришь на него совсем по-другому. Кажется, именно за эту неоднозначность, за возможность взглянуть на сложные проблемы с разных позиций, в том числе и с солидной долей юмора, и ценишь книги Ромена Гари.