Рецензия на книгу У всех мертвых одинаковая кожа от beshenaia
#школа_март_1
#буклайв_зеркало_деньги
Эта книга привлекла моё внимание по двум причинам: автор произведения и его название. И пусть первое знакомство с Борисом Вианом было не очень приятным (пожалуй, «Пена дней» оказалась для меня слишком эфемерной и абстрактной), но запоминающимся уж точно. Не могу вспомнить другого писателя, который бы так ловко играл с воображением. Да и потом… Если попытаться хоть приблизительно описать эту книгу – ровном счётом ничего не выйдет. Для этого её нужно прочитать целиком! А вот название «У всех мертвых одинаковая кожа» говорит само за себя. Это же не название, а целая история, затрагивающая острые проблемы и судьбы многих людей.
Кстати о проблемах. Здесь они обозначаются с самого начала книги, а именно при первой встрече с главным героем. Героя нашего зовут Дэн и он работает вышибалой в каком-то ночном клубе. Работа не пыльная, а заработок стабильный. Кроме того, у Дэна есть любимая жена Шейла и маленький ребёнок, а в своём окружении он пользуется заслуженным авторитетом. Так где же проблема, спросите вы? Очень просто. Дэн – негр, но об этом никто не знает. И во всём мире Дэн боится только одного – своего разоблачения.
Наверное, на этом месте должен возникнуть резонный вопрос. Как вообще негр может выдавать себя за белого? Абсурд, бред – да и только! Не могут же все вокруг быть настолько слепы? Но на самом деле особой загадки здесь нет. Нужно просто знать, кого считали негром в США в недалёком прошлом (хотя, не факт, что сейчас не считают). Лично я своими познаниями в этой области обязана Фэнни Флэг и её роману «Добро пожаловать в мир, Малышка!». Всё дело в том, что негром считался любой, в чьих жилах текла хоть капля негритянской крови. То есть человек мог иметь абсолютно белую кожу, но официально считаться чернокожим. Теперь представьте хоть на миг, каково живётся такому человеку. Белые сторонятся его – он же негр! А темнокожие смотрят как на чужака. Зачем заглядывать в документы, когда все факты на лицо?
Итак, вернёмся к Дэну. Он – негр в шкуре белого человека. У него белая жена, белый ребёнок, белые приятели. Все вокруг считают Дэна белым. И он упивается этим фактом. Он сжился со своей кожей настолько, что сам начал считать себя белым. Но это не мешает Дэну с особым упоением избивать подвыпивших белых клиентов и пользовать время от времени их белых подруг. Дэн буквально царит и правит над ними. Но положение его шатко – одно неловкое слово, случайное признание, и страшная тайна выйдет наружу. Нетрудно догадаться, что именно так и происходит, когда к Дэну приходит его брат и пытается шантажировать, угрожая разоблачением. И Дэн, недолго думая, решает устранить все свидетельства своего тёмного прошлого…
В книге, пожалуй, нет ярких сцен душевных терзаний. Здесь всё происходит скорее в физической плоскости. Уверенность Дэна, его спокойствие, мужская сила – всё это находится в прямой зависимости от его самоопределения как белого или негра. Возможно, грубо, местами даже пошло, но при этом до ужаса просто и понятно. Дэн с упорством чернокожего борется за свои права белого человека. И наблюдать за этим процессом весьма любопытно.
Финал у книги – просто гениален и великолепен. Одним ловким росчерком пера Борис Виан предаёт всему написанному раннее дополнительное звучание, шум от которого ещё долго стоит в ушах. Мне кажется, именно такими и должны быть книги о расовом равноправии – дерзкими, резкими, выбивающими из колеи. Пусть думать во время чтения предстоит не мало, но автор уже помог своему читателю, поместив одну из главных мыслей в заглавие. Коже-то у всех мёртвых одинаковая…