Рецензия на книгу Бесприданница от beshenaia
Мохнатый шмель – на душистый хмель,
Цапля серая – в камыши,
А цыганская дочь – за любимым в ночь,
По родству бродяжьей души...
Стоит лишь зазвучать этому романсу, как перед глазами сразу встаёт до боли знакомая картина: бескрайний волжский простор, могучая русская река, на берегах которой раскинулся один из многочисленных провинциальных городков, мало чем выделяющийся среди прочих своей архитектурой, обычаями и нравами. Оттого и герои здесь сразу становятся до боли знакомыми: такими понятными, такими типичными вышли они из-под пера великого русского драматурга Александра Островского.
Бесприданница… Уже от одного этого слова на душе становится горько, его звучание навевает тоску и предрекает печальный конец. Ведь Островский как ни кто другой умел нарисовать образ русской женщины, словно с самого рождения обречённой на бесконечные мучения и страдания. Взять хотя бы для примера Катерину из «Грозы»… Впрочем, Лариса Дмитриевна, та самая бесприданница, способна составить ей достойную конкуренцию.
Лариса Дмитриевна мила и хорошо воспитана, у неё чудесный голос и прекрасное происхождение. Да, она не отличается особым умом и не слывёт великой красавицей, но при прочих достоинствах была вправе рассчитывать на хорошую партию, если бы не одно большое но. Тот самый статус бесприданницы, от которого завидные женихи бегут как от огня.
Здесь бы, пожалуй, мог помочь определённый склад характера, но Лариса Дмитриевна слишком проста, искренна и наивна. Ведь от матери Хариты Игнатьевны она не унаследовала ни хитрости, ни практичности. (Мамаша-то без зазрения живёт за чужой счёт, да и аферы разные проворачивает как нечего делать. Словом, ни стыда, ни совести – ничего лишнего.) А Лариса на беду свою уродилась другой: ей любви подавай, а не выгоду. А с любимым, как говориться:
И вдвоем по тропе – навстречу судьбе,
Не гадая, в ад или в рай.
Так и надо идти, не страшась пути,
Хоть на край земли, хоть за край.
Но, увы! С представителями мужского пола Ларисе Дмитриевне тоже не повезло. Кнуров и Вожеватов, состоящие в ближайшем окружении и вроде как принимающие активное участие в судьбе девушки, готовы облагодетельствовать её, но в жёны взять не могут, да и не особо пытаются. Паратов, тронувший сердце Ларисы, на деле оказался лишь игроком, боровшимся за её любовь, но так и не определившийся, как же ему распорядиться выигрышем. А Карандышев… Вроде бы и замуж позвал, и в любви клялся, но каким же мелочным и самовлюблённым типом оказался в итоге!..
Да, с позиции нашего времени можно придумать для Ларисы множество разных решений и выходов из сложившейся ситуации. Но время тогда, к сожалению, было совсем другое. И по сути дела исход мог быть только одним и, увы, совсем не счастливым. Потому и романс вышел жестоким…
Так вперед за цыганской звездой кочевой, –
До ревущих южных широт,
Где свирепая буря, как божья метла,
Океанскую пыль метет!
Так вперед!..
Ну, скажи после фильма оно не читается? Какой-то обрубыш, а не пьеса. И лица все время всплывают… «… меня маменька за вареньем послала… а я его ем…». В пьесе невозможно передать, что Паратову невозможно было не отдаться! И уж точно не из финансовых соображений
( щас МарьВанну уволят за поджигание разврата) замолкаю))
Думаю, что все же Паратов четко определился, как ему распорядиться с выигрышем - никак, в принципе это не его проблема, он своё получил. А вот Карандышева мне все же жаль, да и Лариса оказалась немного жестокой, по отношению к нему.
@natalya.s.alex, как раз в том и заключается принципиальное отличие пьесы от фильма. Может, конечно, это я не до конца поняла, но вроде как они просто на кораблике покатались. И обратного пути у Ларисы нет не потому, что она теперь испорченная, а потому, что увидела во всей красе Карандышева и просто не смогла с этим больше мириться.
А по Паратову так скажу. Не понимаю я тех, кто возвращается к предателям. А его первый отъезд я считаю именно предательством. Да и не настолько у меня богатое воображение, чтобы видеть Михалкова в образе героя-любовника. )