Рецензия на книгу Тобол. Много званых от Reznor

У меня есть идиотская мечта детства: сесть в Москве на поезд, идущий по Транссибирской магистрали до Владивостока, через Урал, Сибирь и озеро Байкал. Посмотреть Россию, пусть всего лишь через окно купе. Хотя бы отчасти проникнуться этой русской экзотикой. Но то мечта. А пока что «Тобол».
От книги я многого не ждал. Алексея Иванова раньше не читал, но слышал много отрицательных отзывов о его «Географе» и «Пищеблоке». Гугл мне подсказал, что автор ни разу не историк. Разве может он тогда написать достойный исторический роман? Может. Вероятно, я не в теме, но кажется, что книг об азиатской России написано неприлично мало, а ведь именно там золотое дно разнообразия. Народы, их языки и культуры, менталитеты и идеологии, религии и традиции. Даже два увесистых тома «Много званых» и «Мало избранных» не смогли вместить в себя всё и лишь раззадорили мой читательский интерес. Объёмный «Тобол» имеет множество сюжетных линий, и именно линия культурного и духовного разнообразия, от вогульских шаманов до пленных раскольников, меня впечатлила больше всего, пусть местами она и была слишком уж фантастическая.
Батальные сцены и ужасы войны описаны настолько качественно, что перед лицом встают шокирующие картины Василия Васильевича Верещагина. Пусть это человек из совсем другой эпохи, но едва ли что-то поменялось даже сейчас. Сначала «Перед атакой. Под Плевной», затем «Побеждённые. Панихида». Так бессмысленно, беспощадно и глупо.
Любовные линии, несмотря на свою многочисленность совсем ненавязчивы и используются, скорее, как инструмент для широкого привлечения читателей. Персонажи зачастую тоже используют любовь как инструмент, наступая на чувства добиваются своих личных целей и выгод. Хотя, стоит отметить, что автор умело затягивает, и без того переплетённые сюжетные нити, в крепкие узлы, там, где это необходимо, заставляя не откладывать следующую главу в долгий ящик.
Возвращаясь к тому, что Иванов не историк, хоть и описывает множество исторических событий, от походов Ермака вплоть до попытки захвата власти Анной Леопольдовной, верить-то ему можно? Возможно на этот вопрос вовсе не нужно отвечать, всё-таки это художественная литература, но я был приятно удивлён новостью, что многие персонажи этой книги, в невероятность судьбы которых веришь с огромным трудом, действительно существовали и хотя бы отчасти прошли тот путь, который описан в книге.
Самое большое заблуждение касательно «Тобола» – эта книга не про завоевание, а про освоение Сибири. Тем, кто решил прочитать роман ради исторической фигуры Петра I тоже стоит крепко задуматься, ведь Петра в книге достаточно мало и это объяснимо: он тяготел к Европе и всему новому, но никак не к кондовой Азии с её многочисленными архаизмами. Главенствующая идея автора, неумело спрятанная за общей картиной сюжетов проста, и живёт с нами по сей день – у каждого есть своя цена, даже у царя. Такая вот национальная идея страны, где не сила в правде, а правда в силе и ничего с этим поделать нельзя.
#жанромания (5. Исторический май)
Художка на то и художка, что она не "верить" заставляет, а сформировать интерес и хотя бы какой-то образ у читателя. Заинтересовали, теперь однозначно надо брать в оборот!
Отличная рецензия! Давно думаю об этой книге, видимо не зря она будоражит меня, надо все -таки прочитать.
Верещагин - титаническая фигура. Я читал его книгу о кампании в Болгарии - Скобелев. Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
Интереснейшее чтение!
@irischarichert, Лично у меня больше эмоций вызывает историческая литература, подкреплённая историческими фактами, поэтому не уверен, что формирование "хотя бы какого-то образа" в этом жанре первостепенно)
@Bookworm1984, Спасибо) Обязательно читайте, думаю не пожалеете)
@masyama, Верещагин - безусловно. Но и генерал Скобелев очень знаковая, героическая фигура для России. Жаль, что в своё время попал под тогдашнюю "культуры отмены". Книгой очень заинтересовали, буду когда-нибудь читать)