Рецензия на книгу Кожа для барабана от masyama
Роман "Кожа для барабана", вернув меня в относительно ранний период творчества Артуро Переса-Реверте, позволил снова загореться его работами после знакомства с очень неудачным, с моей точки зрения, "Терпеливым снайпером".
"Барабан..." по своему строю, по-моему, является типическим для АПР детективом, где детективная составляющая не является ни стержнем, ни главной движущей силой произведения. Процесс разрешения загадки настолько явно служит всего лишь инструментом обнажения моральной и духовной стороны происходящего, что, условно говоря, нет никакой разницы, кто там кого убил, по какой причине и убил ли вообще.
А сама суть произведения заключается, насколько я смог разобрать авторский замысел, в противостоянии долга и совести. (Сейчас, когда печатал это предложение, случайно написал "противосостояние". Опечатку удалил, но это очень подходящее слово, пусть и не существующее в словаре русского языка.) Раз уж в "Барабане..." есть положительный главный герой, ему придётся как-то достойно примирять долг и совесть. Наблюдать за тем, как мужественный Лоренсо Куарт выкручивается из этой коллизии, конечно, интересно.
Действующие лица романа являются самыми тщательно выписанными, если сравнивать с другими прочитанными мною работами АПР. Они словно представляют из себя планеты, вращающиеся вокруг светила, - храма Пресвятой Богородицы, слезами орошённой - и находятся в гравитационных взаимоотношениях друг с другом с перигелиями и афелиями. Астрономическая тема возникла у меня в голове не просто так: одна из ключевых фигур увлекается созерцанием звёзд. Как в Солнечной системе удалённые от звезды планеты критически важны для баланса всей конструкции, так и у АПР второстепенные персонажи значимы и изображены в деталях, добавляя произведению основательности и достоверности.
Особо хочу отметить троицу мелких севильских жуликов, находящихся на службе у чуть менее мелкого жулика, в свою очередь служащего акуле бизнеса. Как ни удивительно, ни о ком писатель не пишет в этой книге с большей симпатией, чем о них. Толстый лжеадвокат с добрым сердцем и чувством ответственности за своих подельников, потрёпанный бывший тореадор и боксёр с отбитой головой и увядшая певица, чей миг славы давно прошёл, тщетно ожидающая "смуглого мужчину с зелёными глазами"... Не знаю, мне кажется, АПР при явной неприязни к официальной, бюрократической Испании, столь заметной во всех его текстах, воссоздал в этих людях то, что дорого ему в родной Испании низов и улиц. Только они ни разу не отступили от своего слова, не совершили ни одного нечестного действия и не предали исповедуемые ими принципы. Ну, и остались в итоге ни с чем, но не сломленными. Блестяще!
Также нельзя обойти поднятый Пересом-Реверте вопрос веры и безверия. А, точнее, парадокс, когда в вере бога нет, а в безверии - есть. Это не новый парадокс, но писатель за счёт своего мастерства изобразил его на по-настоящему драматическом фоне, когда читатель волей-неволей вынужден думать над этим. Что там себе читатель надумает, дело личное. Но сам факт размышлений уже полезен для всех.
Если подумать, пару мелочных придирок к "Барабану..." я мог бы найти, но не хочется этого делать. Отличная книга!