Рецензия на книгу Класс коррекции от SKantor

Дом, в котором... для начинающих.
Я люблю читать книги про особых детей, правда любовь эта сродни мазохизму - я знаю, что будет больно, знаю, что будет безнадега, и при этом продолжаю их читать.
Антон учится в крутой гимназии, с дорогими обедами, крутыми факультативами и экскурсиями в Эрмитаж. Но ни ему, ни другим ученикам 7Е класса, это не грозит, ведь они - мусор, изгои, класс коррекции. Они, те самые дети, которых "приличные люди" видеть не хотят, потому что глаза марать не хочется. Дети, на которых поставили клеймо "брак" и от которых приятно будет избавиться, чтобы рейтинг гимназии не пострадал. И все же, они такие же люди, как и те, кому повезло больше.
Сюжет начинается с появления в классе новенького, Юры, страдающего от ДЦП. В целом, он абсолютно нормальный парень, просто управлять руками и ногами ему трудно, вот и приходится изворачиваться как может. Но чтобы не пугать "приличных" детей, его отправляют в класс коррекции. И у Юры получается понемногу объединить девятнадцать подростков, каждого из которых, жизнь потрепала совсем не по-детски. Кто-то, как Антон, кажется нормальным, кто-то, как Юра, страдает от физических ограничений, а кто-то, как Стеша, пережил настолько страшные травмы, что их психика просто не справилась. И при этом, даже плохо учась, не умея писать "правильно", не видя и не слышя, каждый из них остаётся человеком, и порой в них человечности больше, чем у многих "нормативных".
Но не просто так, я упомянула Дом. Здесь тоже появляется магическая составлюящая - параллельный мир, в котором каждый может получить то, чего ему не хватает в реальности. И у многих читателей появляется резонный вопрос - зачем портить реализм книги таким ходом? Я увидела в этом мире метафорическое отражение нашего мира, только скорректированного по-настоящему. В нем особых детей не пытаются спрятать в угол, как мусор, но компенсируют их недостатки, давая возможность быть как все. Ведь почти все ученики могли бы вписаться в обычный мир, если бы в них поверили и ими бы занялись. Да что там, половина этих детей запихнуты в особый класс просто так. Тот же Миша всего лишь плохо видит и слышит, это спокойно исправляется, Стеше нужна работа с психологом или психиатром, что не так с Пашей, Мариной, Леной, Митей и ещё несколькими ребятами, просто непонятно. Хотя что там, просто у их родителей нет денег на полноценную учёбу среди богатых.
Книга написана двадцать лет назад, но я думаю, что актуальности она не потеряла. И все же, мне хочется верить, что мир понемногу, маленькими шагами, движется к принятию других, особенных людей. В Америке появляются публичные личности с синдором Дауна, в Израиле есть специальные организации помогающие особенным людям устраиваться на работу и жить самостоятельно, и школы в которых такие дети учатся вместе с самыми обычными. Конечно, все еще находятся люди, которые шарахнутся на улице от человека в инвалидном кресле, но хочется верить, что их становится меньше.
Книга же, в первую очередь стремится напомнить, что не внешний вид делает человека человеком, а человечность. А еще, она напоминает о том, что нужно быть добрее, мудрее и не забывать о милосердии.
#колледж_педагог_2
#книжный_марафон2023