Рецензия на книгу Класс коррекции от julia9999
Похоже это становится моей любимой фразой в оценке книг: «Идея хорошая, но реализовано плохо».
Не могу объяснить почему, но в подростковое время мне очень нравился фильм Твердовского «Класс коррекции». Сейчас я бы уже на пушечный выстрел не подошла к этой работе, но для меня было большим удивлением, что кино снято по этой повести. Сразу предупрежу, что ничего общего, кроме идеи и имен, между экранизацией и книгой нет. И произведение не произвело на меня впечатления.
7 «Е» класс – класс коррекции, класс двадцати особенных и непринятых обществом детей. По большей части они из неблагополучных семей, имеют неизлечимые заболевания или психические отклонения. Учителя сбегают от них, родители-спонсоры гимназии пытаются отстранить «не таких» от своих детей. Да и вообще, все вокруг хотят будто откреститься от ребят и прикрыть их мантией-невидимкой, чтобы никто ничего не видел и, не дай бог, не подумал что-то. А эти ребят живут, пытаются принять реальность, стараются держаться друг друга и даже смеются над всем вокруг происходящим.
Сюжет какой-то скомканный, непоследовательный. Вот спроси меня сейчас, что происходило в книге – я прямо надолго задумаюсь. И еще этот а-ля магический реализм, который я сразу не распознала и подумала, что уже перечитала на сегодня. Я понимаю желание автора показать, что дети придумали себе мир, желая отгородиться от жестокой реальности. Им так легче и проще и т.д. Но по моему субъективному мнению, это было как-то не к месту, нелепо и странно. Мне вот очень понравилась идея и тема. Это так свежо и отрезвляюще для современного читателя, учитывая, что у нас большинство в реальной жизни не могут нормально реагировать на таких людей и детей. Не хочется давать советы автору, но так хотелось бы почитать это в другом виде, в другой интерпретации.
Так вот о теме особенных людей/детей. Меня поразил и заставил задуматься диалог учителей. Географ – новичок с горящими глазами в розовых очках. Он хочет помочь детям адаптироваться в этом мире, готов возить их на экскурсии и выставки, заниматься внеурочно. В общем, готов чуть ли не жизнь положить, чтобы выпустить из стен школы достойного представителя общества. И его оппонент - обычная видавшая виды учительница (или она была директор, уже не помню) с двадцатисемилетним стажем работы. Она заинтересована в престиже гимназии, получению денег от спонсоров, зарплатами учителей – в общем обыкновенной бюрократией. Ей лишь бы доучить этих особенных детей до выпуска (а 7 класс последний) и забыть про них навсегда. И вот тут такая сложная дилемма. С одной стороны (типа правильной) молодец, конечно, географ. Он такой добрый и человечный, готов условно спасти мир для этих ребятишек. Он такой воодушевленный, честный и правильный. Одним словом, герой. С другой же стороны (с литературной точки зрения неправильной и циничной) неплохо и рационально мыслит и учительница. Когда все эти мечты и цели о высоком и правильном бьются о скалы реальности, получается все не так однозначно, душевно и гладко. Ведь абсолютно можно понять и опытную учительницу. Годами зарабатывается имя гимназии, которое в последствии привлекает супер талантливых и гениальных учеников (лица гимназии в городе и стране), обеспеченных родителей (а они могут улучшить условия для всех детей примитивно новыми партами, книжками и досками) и достойных и опытных педагогов (уровнями окладов). И стоят ли все эти гигантские усилия подготовки к взрослой жизни одного или нескольких особенных детей? Конечно, хочется закричать: «Ну однозначно стоит! Ведь так можно помочь невинному ребенку, заложнику ситуации. И возможно, где-то там для кармы мне что-то зачтется или я просто буду знать, что не просто так прожил эту жизнь, а кому-то помог.» Но потом мыслишь глубже и думаешь: «Нет спонсоров – нет гимназии – нет класса коррекции. Получается, такие дети даже в школе учиться не будут, и этот «среднячок» внимания, образования и адаптации не получат». В общем, тема сложная, актуальная и неоднозначная. Я рада, что благодаря этой повести я открыла для себя еще одну спорную и философскую проблему, над которой можно еще долго рассуждать.