Рецензия на книгу Невский проспект от anna27

Повесть «Невский проспект» открывает собой цикл «Петербургских повестей» в творчестве Н.В. Гоголя. К такому типу повестей обращались и другие писатели: Ф.М.Достоевский, А.С. Пушкин.
Особенность «Петербургских повестей» заключается в том, что перед нами представлена северная столица в её многообразии и величии. Герой произведения представляет собой тип «маленького человека». Беспомощный, безвольный, бедный перед жизнью, он не может решить свои жизненные проблемы, он – страдалец, мученик. Он пытается противостоять громаде города, но всегда оказывается побеждённым.
Важным отличием этого произведения является само изображение места действия – Невского проспекта. Это не просто улица, это настоящая жизнь, живой организм, который сталкивает судьбы людей. Мастерство Гоголя заключается в таком живом, изображении проспекта, причём там и разное настроение и разные времена суток, каждое имеет свою характеристику.
Два несчастных героя изображаются автором, которых судьба переменилась на Невском проспекте. Пискарёв – художник, натура тонкая. Влюбившись, он сразу же сделал женщину идеалом, но реальность и мечты у Гоголя несовместимы. Герой настолько себя измучил, что погиб.
Пирогов же, наоборот, самовлюблённый эгоист, который готов на всё, чтобы потешить своё самолюбие. Но действительность также рушит его мечты.
Это произведение создаёт впечатление погружения в реальность Петербурга со всем спектром эмоций. Гоголь сам пишет, что место это очень привлекательное, но обманчивое « Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.»
Важной особенности манеры написания книги является резкое переключение внимания с одних эмоций на другие. В начале текста автор даёт подробнейшее описание проспекта. Сразу всплывает полная картина происходящего. Далее автор отсылает нас к двум героям. Первая история Пискарёва печальна, трагична, но автор очень быстро переносит нас к истории Пирогова, которая весела, пошла. Читателю сложно переключить фокус своего внимания с одной истории на другу. Причём, вторая история также резко заканчивается, как и началась. Концовка текста приводит в замешательство : «всё обман».