Рецензия на книгу Человек, который был Четвергом от Reznor
На первый взгляд – классическое противостояние добра и зла. И даже если на второй взгляд никакого противостояния полиции и анархистов не было, его необходимо было придумать, высосать из пальца. Для баланса, гармонии и равновесия сил в природе. На каждого Бэтмена найдётся свой Джокер в колоде жизни, и плевать, что Бэтмен – добро весьма условное, скорее лишь «на бумаге». Он так же одержим, как и любой из антигероев его Вселенной. В романе «Человек, который был Четвергом» тоже все – от мнимого добра, до мнимого зла, – с упоением одержимы. Идеями, мыслями, двойными смыслами и даже страхами. И без того малопонятный сюжет мастерски затуманен Честертоном лёгкой детективной дымкой, что однозначно придаёт чтению скоротечности и даже заставляет закрыть глаза на некоторые сюжетные несостыковки.
Мне – читателю со скромным книжным багажом, этот роман напомнил те книги австрийского писателя Лео Перуца, которые я у него успел прочитать – Мастер Страшного Суда и Прыжок в неизвестное. Такой же модернистский роман, с водоворотом мало угадываемых, отчасти страшных, отчасти смешных событий, роман полный фантасмагории и метаморфоз – снимаются фальшивые носы и устрашающие очки, смывается актёрским грим и маскировка, меняются роли, преображаются лица, а с ними и сама суть персонажей. Эмоции, которыми напитал автор своих героев, то и дело контрастируют друг с другом, как крупные мазки красок на полотнах именитых экспрессионистов. При этом разница по сравнению с Перуцом всё же есть, и она чувствуется. Написано слишком уж по-английски, с привычным задиранием носа, ревностью к национальным традициями и первенству во всём. И по-джентельменски – одни Володи Шараповы и д’Артаньяны кругом, что со стороны «зла», что со стороны «добра». Граница реальности ожидаемо размывается. Не стоит удивляться, если в какой-то момент сюжет картинно превратится в зомби-апокалипсис или в «Тайную вечерю». То, что несколько абзацев назад было по-настоящему, сейчас – сон, бред. Не зря второе название «Четверга» – это «Ночной кошмар», и не зря книга закончилась так, как она закончилась.
О, интересно!
Я как раз взял в библиотеке на прошлой неделе сборник Честертона с тремя романами, где "Четверг..." тоже есть. Я, правда, взял его не ради "Четверга...", а ради "Наполеона Ноттингхилльского", но прочту-то всё равно всё))
Зная только рассказы об Отце Брауне, хочу познакомиться с ГКЧ, как с романистом и мыслителем. Надеясь, к тому же, на фирменный сухой английский юмор))
@masyama, У меня на руках тоже сборник, только там два романа: "Четверг" и, как раз, "Наполеон Ноттингхилльский", который я надеюсь начать читать в ближайшее время)
Интересно будет почитать ваши рецензии на эти книги, сравнить впечатления)
Хотя, лично мне было тяжеловато писать отзыв, избегая спойлеров, а писать со спойлерами - скучно)
@Reznor, я тоже стараюсь избегать откровенного раскрытия сюжета. Вообще, по идее, рецензия на книгу должна касаться её сюжета постольку-поскольку, только каких-то внешних характеристик его. На уровне хороший/плохой. Рецензия должна, мне кажется, больше выходить на личные впечатления от книги, какие-то, может быть, обобщения или сравнения. Не знаю, надо над этим поразмышлять)))
Хотя, вот возьмёшь в руки книжку из 70-80-х годов, так там в предисловии изложен весь сюжет в подробностях, с деталями трагической смерти главного героя, предательством возлюбленной, бегством друга и неприятием обществом. И ничё, считалось, что читателю это только в помощь)))
Да, сравнить впечатления от этих романов ГКЧ(П) будет интересно!
@masyama, По поводу статей из предисловия - это отдельный разговор. Вообще не понимаю, зачем это сделано, причём повсеместно. Сюжет во всех подробностях там раскрывается почти всегда. Хочется сделать статью - вставьте её в конце самого произведения, но нееет. Никогда их не читаю до произведения и крайне редко после - не хочется так сразу разрушать "своё собственное" понимание текста чужим анализом))
Мысленно добавил "П" в аббревиатуру ещё при прочтении первого вашего коммента))
@Reznor, ну, конечно, - Гилберт Кит Честертон (писатель)...))))