Рецензия на книгу Наслаждение от bedda
В ту далекую нежную пору, когда каждого кавалера еще необходимо было обсуждать с подружками, одна из них на мой вопрос «Ну как?» ответила следующее: «О, ничего такой! Ну, не то, чтобы очень, конечно. Скорее так себе. В общем, фу!»
Примерно то же хочется сказать о «Наслаждении». Первые страницы обещают утонченное удовольствие и красоту. Витиеватые фразы, коими изобилует роман, поначалу кажутся органичными, как завитушки в письмах 19 века. Но очень скоро приходит понимание, что велеречивости в тексте неоправданно много, а содержания неожиданно мало, и что вся эта элоквенция больше смахивает на обыкновенное пустословие. Из-за чего «то, что хотел сказать автор», выглядит банальным, как ночной горшок под пышной кроватью аристократа.
Сюжет не поражает оригинальностью, но даже к нему приходится продираться сквозь барочную вязь образов и описаний. Эстетствующий декадент граф Сперелли мается желанием получить максимум наслаждения, и в самых совершенных его формах. Естественно, речь в основном идет о чувственных удовольствиях, и Д’Аннунцио живописует любовные похождения и чувства своего персонажа. Наблюдать за этим оказалось скучно.
Я думаю, это произведение стоит читать только тем, кто изучает итальянскую литературу и интересуется личностью Д´Аннунцио. В таком ключе его проза может быть дополнением к портрету, характеризовать отдельные периоды жизни писателя, его стиль, уровень культуры и образования. Этот роман, как образец декаданса в творчестве писателя, может быть любопытен для исследователей. Но сам по себе представляет мало интереса. Такая книга хорошо бы смотрелась в каком-нибудь салоне конца 19 века, где пылкий кавалер зачитывал бы выспренние куски из Д’Аннунцио даме, которую мечтает покорить. Для современного мира этот роман мало актуален и выглядит архаичной нелепицей.