Рецензия на книгу Растревоженный эфир от Areliya
Про маккартизм было сказано уже немало, про само явление в частностях можно прочитать в Моя биография Чарльза Чаплина и в Прощай, Хемингуэй!. Оба человека столкнулись с преследованием со стороны ФБР. И это только довольно громкие случаи. Книга прекрасно показывает, как разворачивается каток репрессий поглощая сначала коммунистов, потом людей, уличенных в связи с ними, а следом и просто подозреваемых в сочувствии к коммунизму или даже просто в отсутствии недостаточной неприязни к нему. Но мне интереснее другой конфликт, который тоже имеет место здесь быть. А именно столкновение личного и публичного.
Начну с отношений Клемента и его жены Китти. Они кажутся идеальной парой, вот только иллюзия эта сохраняется ненадолго. А почему? Потому что муж решил, что принципы для него дороже, чем теплое место и параллельно решил не посвящать драгоценную супругу в этот назревающий конфликт, который может обернуться как минимум потерей семейного дохода. Так ли уж не права в таком случае беременная женщина, устраивающая допрос с пристрастием, когда видит, что супруг от неё отдаляется и отказывается назвать причину столь неожиданного охлаждения? Но у Клемента всегда есть козырь в рукаве в виде ужасного дня на работе. Благо таких дней ему предстоит немало, и потому всегда можно выставить супругу ужасной меркантильной дамой, которая переживает по пустякам и никак не может поверить на слово любимому мужу, что всё в порядке, ведь он так старается ради её же блага и оберегает от своих проблем! А та недовольна, да ещё ворчит на него, что посещает больного ребёнка, крестника между прочим! Занялась бы уже какими-нибудь своими женскими делами и отстала от благородного мужа со своими претензиями. Не знаю как эти сцены выглядели в глазах автора, но меня коробило от того, как Китти каждый раз извинялась за то, что выцарапывала у супруга информацию об истинном положении вещей, которое напрямую влияло на будущее их семьи.
На дочери останавливаться подробно не стану, замечу только, что давненько не видела настолько клишированные ходы в отношении взрослеющей дочери. Может во времена написания книги это было ещё не так заезжено, но сейчас эти сцены хотелось просто пролистать.
С Эрресом не до конца понятно. Можно было бы поверить в тайную сущность Эрреса, если бы его перевоплощение не происходило на глазах у Клемента. Например, они дружили бы в детстве, а потом снова столкнулись через несколько лет и сблизились, вновь подружились. Или если бы Эррес происходил из соответствующей семьи и к моменту знакомства уже был бы в теме. Но как можно было не заметить, что лучший друг становится рьяным фанатиком? Можно, конечно, спихнуть всё на гениальные актёрские данные Вика, но это версия с большой натяжкой. Другой вариант, что Клемент настолько восторгался другом, что подсознательно закрывал глаза на красные флажки, которые должны были появиться за столько лет тесного общения. Но если верен этот вариант, то отношение к Арчеру падает ещё ниже.
И вишенка на торте. При всей благородности своих намерений Арчер совершенно отказывается видеть другие проблемы. Проблемы семьи, расовая дискриминация, «охота на ведьм», давние финансовые сложности его знакомой – всё остаётся незамеченным в его глазах, пока он не напорется на них напрямую. Красноречивая характеристика персонажа.
Книга хорошая, однако некоторые моменты подбешивали знатно. Про положительные моменты уже немало сказано в предыдущих рецензиях, так что для ознакомления с плюсами книги рекомендую обратиться к ним.
#книжный_клуб_2024