Рецензия на книгу Золото от masyama
Если бы я читал «Золото» Блеза Сандрара в информационном вакууме, без возможности поразузнать о книге и её авторе, я бы не понял, чем она заслуживает внимания, и почему так высоко ценится. Да чего уж там, я ведь на самом деле этого не понял, даже имея такую возможность. Но, тем не менее, книга издаётся и переиздаётся на языке оригинала, переведена на многие иностранные языки, а, значит, я не прав, и в ней что-то такое есть. Может быть, у меня получится осмыслить её в процессе переложения собственных хаотичных впечатлений «на бумагу».
Вообще, это биография одного из первых американских воротил — Иоганна Августа Сутера, только очень вольно изложенная. Но об этом позже. А сначала о стиле. Я бы сравнил «Золото» с подшивкой телеграмм. Этот коротенький роман — 180 карманных страничек с большими полями — состоит аж из 74 главок. Некоторые из них занимают меньше страницы, некоторые — всего лишь абзац. Конечно, при таких параметрах письма говорить хотя бы о какой-то выразительности, описательности не приходится. Хорошо уже, когда в тексте вдруг встречается эпитет-другой.
Таким образом, «Золото» состоит из очищенного действия. Большая его часть изложена в настоящем времени, что только добавляет роману сходства с депешей.
Действующих лиц, помимо Сутера, нет. Все люди, которые сопровождали его на том или ином отрезке жизненного пути — статисты в повествовании. Многие не имеют имён. Поэтому даже социальная катастрофа — Калифорнийская золотая лихорадка, разорившая Сутера и погубившая огромное множество людей, представлена в «Золоте» очень общими мазками. Мол, все сошли с ума по золоту, и воцарилось беззаконие и насилие. Согласно принятой манере изложения, детализации ноль или около того. Возможно, критики и литературоведы посчитали, что именно в этом заключается достоинство произведения? В максимальном игнорировании деталей и концентрации на сути явления?
Теперь вернёмся к биографичности. Сутер — реальный человек, подробности биографии которого хорошо известны и задокументированы. Тем не менее, Сандрар постоянно переставляет даты вех в судьбе Сутера, добавляет вымышленные события и даже меняет годы жизни своего героя. Я думал, зачем это было нужно, и пришёл к выводу, что французский писатель жонглировал правдой и вымыслом для того, чтобы у него получился максимально рельефный типаж — американский делец и сутяга.
Не секрет, что предпринимательство — это американский фетиш. Американский идеал — успешный коммерсант. Это же их бухгалтером-янки придумано мерзейшее выражение «Ничего личного. Просто бизнес». И такие люди сначала могут даже импонировать своей неуёмной активностью, отсутствием страха испачкать руки, смекалистостью. Но рано или поздно их алчное нутро проявляется, и любоваться им не приходится. То же самое с судами. Культ тяжбы — это тоже американский феномен. Кстати, тяжбы не только не имеющей ничего общего со справедливостью, но и зачастую прямо противоположной ей.
Если Блез Сандрар хотел выкристаллизовать именно такой образ своего героя, тогда он действительно преуспел, и книгу следует признать стоящей.