Рецензия на книгу Неприятная профессия Джонатана Хога от Reznor
Сложно переоценить тот вклад, который внёс Роберт Хайнлайн в жанр фантастики хотя бы одним этим произведением. Читая повесть, без труда узнаёшь здесь Филипа Дика, для которого тема иллюзорности мира (ключевая для «Джонатана Хога»), была, на мой взгляд, главной на протяжении всего творчества. Проглядывается здесь и магический хоррор мэтра литературы экспрессионизма и мистики – Лео Перуца. Некоторые сюжетные ходы, выдуманные Хайнлайном, позже были взяты на вооружение братьями (сёстрами) Вачовски в нетленке «Матрица». Сюжет и само название культового фильма «Тринадцатый этаж» так же отсылает нас к тексту «Джонатана Хога». Думаю, что в силу своей непросвещённости, мне удалось вспомнить и распознать лишь немногих из тех, кто испытал влияние мастера.
Сам Хайнлайн, работая над текстом, скорее всего подпитывался «Странной историей доктора Джекилла и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. По крайней мере, эта повесть – первое, что приходит на ум, когда заходит речь о раздвоении личности.
Честно говоря, понятия не имею, как коснуться в своём отзыве сюжета этой повести, не раскрыв оного. Раскрывать же его здесь и сейчас, кажется мне преступным. Аннотация, приведённая на Ридли состоит всего из 26 слов, и этих 26 слов с лихвой хватит, чтобы заинтриговать нового читателя.
Научная фантастика приучила нас к тому, что никакого рационального толкования жизни и мира не существует. Казалось, Хайнлайну удалось невозможное – натянуть струну логики до предела, протянуть её аж до самого конца повести. В финале она, конечно, лопнула, уступив более привычному – иррациональному. Но что это был за финал! Он явно коррелирует с остальными детективно-комедийными главами произведения, которые, пройдя финальную кульминацию, покажутся лишь блеклыми сказками. Конец – это одновременно и холодный душ, напоминающий о несовершенстве мира, спасти который под силу лишь любви, и надежда на то, что даже выйдя за пределы чувственного человеческого опыта – трансцендентного, остаётся шанс узреть зерно рациональности. Небольшой, но шанс.
«Неприятная профессия…» вышла в свет в 1942 году – в разгар Второй Мировой войны – трагедии, которая в очередной раз напомнила людям о том, что земная жизнь – это отнюдь не рай. Кто знает, быть может тот финал, который Хайнлайн придумал для своей повести – это зеркало эпохи, зеркало катастрофы и конца света, у порога которого оказалось человечество?
#жанромания2 (6. Фантастика)
Ооооо, 25-томник Хайнлайна от издательства "Полярис" был первым собранием, купленным мною за собственные деньги))) Вон он, так и стоит на полке, до конца непрочитанным. Правда, честно говоря, читать позднего Хайнлайна. это прямо труд!)) А вот до "Не убоюсь я зла" он был прекрасен. Простая, но трогательная "Дверь в лето" - это, по-моему, одна из вершин классической сайенс фикшн.
@masyama, Не планируете досчитывать?)
«Хог», по-моему, относится как раз к раннему Хайнлайну, достаточно легко и быстро прочитал я эту повесть) Про «Дверь в лето» слышал, когда-нибудь - обязательно…)
Не знаю, может, когда-нибудь.))
У него там вот эти штуки типа "Мафусаиловых детей" или "Уплыть за закат" обладают такими характеристиками, что если открыть в произвольном месте и прочитать три-четыре страницы - вспотеешь)
А, кроме того, ему к старости бес в ребро как-то особенно основательно въехал, что сказалось на содержании его прозы самым явным образом))